Художники Караганды и Карагандинской области
АБЕУОВ ОМЕРКЕЛЬДЫ МУХТАРОВИЧ
Родился в 1948 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1976 году, прикладник, член Союза художников РК.
О.Абеуов работает в области гобелена и резьбы по дереву, отдавая явное предпочтение первому. Он создает сюжетные гобелены монументальных размеров, небольшие выставочные произведения. Главная тема его творчества - время, как основополагающая космологическая субстанция. Он решает ее через архитепические символы, выработанные традиционным искусством в течение тысячелетий и понятные практически всем народам. Чаще всего О. Абеуов использует круг как символ вечности, динамического начала мироздания. Этот многозначный символ в разных композициях раскрывает разные свои грани: благодатного солнца, всепоглощающего времени, единства народа.
Для художника время - не абстрактное понятие. Каждая эпоха имеет свое социальное содержание, свой ритм течения. Работы О. Абеуова всегда адресны. Историческая конкретика проявляется в них в развитии сюжета, в характерных приметах определенного периода, делающих время узнаваемым. Философический подход в решении образа дополняется декоративностью изобразительного языка, эмоционально насыщающего работу.
АБЫЛКАСОВ МИНГИШ МАУЛЕНОВИЧ
Родился в 1943 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1965 году, живописец, график, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР.
М. Абылкасов работает в области станковой картины, пейзажа, портрета. В его работах, к какому бы жанру он ни обращался, нет развернутого сюжетного действия: оно отвлекло бы от вхождения в образ, который строится на внутренней динамике, раскрывающейся в самом характере живописной пластики, напряженности цветовых отношений, эмоциональной насыщенности стилизованной формы. Желание духовного познания, проникновения в суть вещей и явлений, которая выявила бы основу взаимоотношений человека и мира, заставляет художника обратиться к самым простым мотивам, в которых и заложена истина: земля и небо, степь и дерево, город и человек, они обретают аллегорический, знаковый характер. Мерный ритм композиционных построений, затягивающая глубина пространства его полотен создают ощущение вечности, непрерывности бытия. В этом есть нечто от восточного углубленного самопознания, когда замыкается круг времени, когда все богатство жизненного опыта человечества, накопленное веками, пропускается через индивидуальное восприятие, становясь глубоко личным и, от этого, чрезвычайно действенным.
АЙТУАРОВ ЕРЛАН САХИПОВИЧ
Родился в 1950 году, окончил Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства в 1979 году, живописец, монументалист, член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК, Заслуженный деятель РК, академик Академии художеств РК.
В живописи художник работает в жанрах исторической картины, портрета, пейзажа. В своих исторических полотнах он рассказывает о наиболее значимых моментах в становлении казахской нации, казахской государственности. При этом, опираясь на последние разработки историков, археологов, палеографов он дает свою, часто неожиданную, не традиционную трактовку изображаемых событий с позиций их философской, морально-этической интерпретации, что значительно углубляет восприятие исторического процесса, актуализирует его, делает эмоционально достоверным. Язык исторических полотен Е. Айтуарова метафоричен, в нем семантически наполнена каждая деталь композиции, связывающая происходящее как с прошлым, так и с будущим, соединяя события в единый временной поток. В портретах и пейзажах художник также тяготеет к историчности. Это проявляется не только в выборе сюжета, но и в самом строе образа, наполненном дыханием времени.
Желание полнее охватить тему прошлого, воздать ему должную дань привело Е. Айтуарова к созданию архитектурно-пластической композиции, отражающей переломный момент в истории народа: осознание им своего единства. Знаковая основа произведения, как всегда у художника, раздвигает временные и национальные границы, придавая монументу всеобщий характер.
АЛИЯКПАРОВ МАКАШ ТЫНЫШТЫКПАЕВИЧ
Родился в 1937 году, окончил Семипалатинский Государственный медицинский институт в 1966 году. Академик НАН РК, доктор медицинских наук, профессор, живописец, график, член Союза художников РК.
Ученый-медик, исследователь истории культуры Казахстана, М. Алиякпаров обладает редким живописным даром. Он умеет писать, внимательно и любовно передавая особенности натуры, но может в страстном полете экспрессивных мазков передать самое существо явления, соединяя, казалось бы, несоединимые понятия.
АМЕЕВ БЕКТЕМИР ШАПЕНОВИЧ
(1949-2003)
Окончил Алмаатинское художественное училище в 1969 году, живописец, монументалист, член Союза художников РК.
Б. Амеев один из тех художников, которые соединяли в искусстве сенситивное и рациональное начала: его работы всегда выверены, рассчитаны, но, одновременно, и наполнены глубоким чувством сопричастности к происходящему. Он как бы программирует зрителя на определенную линию восприятия своих произведений, включая в нем все способы взаимодействия с реальностью. При этом основной акцент он делает на психологическом состоянии героев, углубляясь в базовые его основы.
АМАНБАЕВ МАНАТБЕК САГЫНДЫКОВИЧ
Родился в 1959 году, окончил Казахский Государственный педагогический институт им. Абая в 1981 году, график, член Союза художников РК.
М. Аманбаев работает как в станковой, так и в книжной графике в печатных техниках линогравюры и офорта. Обеспокоенный судьбами родины, в своих произведениях он рассматривает вопросы взаимодействия традиционного быта и современной цивилизации, обращая внимание на разрушающее действие непродуманного вмешательства не столько в веками сложившийся уклад жизни, сколько в хрупкую экологию степного и полупустынного ландшафта. В листы он любит вводить приметы конкретного исторического времени, соединяя разные эпохи в одну цепь развития своего народа, своей страны.
Прирожденный график, М. Аманбаев умеет создать в композиции гармонию черного и белого, показать глубину условного пространства, не разрушая при этом плоскости листа. Штрих его сочен и определенен, он ложится по форме, определяя пластику объема и передавая экспрессию чувства.
АНДРЕЮК ПАВЕЛ СТЕПАНОВИЧ
(1923-1992)
Окончил три курса Омского художественного училища в 1941 году, живописец, график, член Союза художников РК, один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников РК.
П. Андреюк предпочитал работать в пейзаже и портрете. Он один из первых в Караганде обратился к индустриальному и урбанистическому пейзажу: писал шахты, терриконы, улицы строящегося города. Его произведения помимо художественной имеют еще ценность исторического документа: так точно и достоверно он передавал, ландшафтный мотив, но при всей полноте присущих времени деталей холсты П. Андреюка очень лиричны, эмоционально наполнены.
АНТОНЕНКО ПЕТР КУЗЬМИЧ
(1921-1985)
Окончил Алмаатинское художественное училище в 1949 году, живописец, график, член Союза художников СССР, один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников РК.
Наибольших успехов П. Антоненко добился в области портрета, хотя работал и в пейзаже, и в натюрморте, и в сюжетно-тематической картине, делал мозаики, росписи, великолепные киноафиши. В портрете художнику было мало внешнего сходства, он "считывал" характер человека, и уже через него познавал время или восприятие времени своим героем. П. Антоненко был тонким и смелым живописцем, умевшим прочувствовать тончайшие градации, создать неожиданные сочетания цвета. Эти живописные "изыски" более всего присущи его натюрмортам и пейзажам, в которых художник показывает все богатство эмоционального восприятия мира.
АРЕНТ ВИКТОР АНТОНОВИЧ
Родился в 1960 году, окончил Красноярский Государственный художественный институт в 1993 году, прикладник, член Союза художников РК.
В. Арент работает в керамике. Он выполнил в этом материале ряд декоративных скульптур, украшающих улицы и парки Караганды. Его произведения органично включаются как в городскую среду, так и интерьеры общественных зданий, кафе, ресторанов, офисов. Он удачно стилизует природные формы, придавая им статус некоей формулы, где за внешней скупостью формы скрываются множественные смыслы.
АУБАКИР ИСМАИЛОВ
(1913-1999 гг.)
Аубакир Исмаилов – одна из ярких фигур казахстанского искусства. Он был потрясающе одаренным человеком – замечательным художником, оставившем удивительные по своей красоте и философской глубине картины, хореографом, танцором, известным режиссером, импровизатором-музыкантом, актером кино, автором книг, тонким ценителем, собирателем и исследователем народного фольклора.
Аубакир Исмаилов родился в 1913 году в семье шахтера в ауле № 6 недалеко от поселка Долинка (сейчас это территория Абайского района Карагандинской области). Обучался в Омском художественно-промышленном техникуме им. М. Врубеля.
В 1928 году стал участником I передвижной выставки, организованной группой казахстанских художников, где получил премию и направление на учебу в Московское художественное училище «Памяти 1905 года» (1929-1932), став первым посланцем Казахстана, приехавшим в столицу, для постижения искусства живописи, графики и ваяния. В Москве начинается профессиональное знакомство Аубакира Исмаилова с Кино: в 1931 году он принимает участие в съёмках фильма Николая Экка "Путевка в жизнь", одном из первых советских звуковых фильмов.
В том же 1931 году Аубакир Исмаилов был принят в объединение художников «Октябрь», став активным участником всех выставок и акций только создающегося Союза Художников СССР.
Начало творческого его пути совпадает с годами становления изобразительного искусства в Казахстане. Вернувшись в 1932 г. из Москвы в Караганду, он пишет сюжеты шахтерского труда, знакомого ему с детства.
В 1933 году по инициативе А.Исмаилова был создан Союз художников Казахстана. Он стал первым председателем оргкомитета Союза.
Аубакир Исмаилов первым среди юношей-казахов стал профессиональным театральным режиссером. Тайны театрального мастерства, азы режиссерского он постигал в ГИТИСе (г.Москва).
В 1938-1943 гг. Исмаилов работает режиссером и художником-постановщиком в Казахском академическом театре драмы.
Аубакир Исмаилов организовал и возглавил первый ансамбль народного танца в республике, сам стал первым исполнителем мужского казахского танца на сцене.
В 1938 году Аубакир Исмаилов создает ансамбль казахского танца, где ставит танцевальные постановки. В 1939 г. он - руководитель ансамбля народного танца при Казахской Государственной филармонии.
В 1948-1958 гг. Аубакир Исмаилов - художник-постановщик Республиканского театра юного зрителя.
Как актер Исмаилов снялся в фильмах киностудии «Казахфильм»: «Ангел в тюбетейке», «Синий маршрут», «Горизонты», «Наш милый доктор», «Возвращение на землю».
В произведениях живописи и графики, созданных Аубакиром Исмаиловым в период с 1930-х по 1990-е годы, по сути, вся его жизнь, запечатленная на полотнах. Его мир был полон красок и звуков – художник еще и великолепно владел домброй, играл на пианино, гармони и гитаре.
Это был удивительно талантливый, невероятно добрый и чрезвычайно скромный человек – Мастер, который еще при жизни стал поистине народным художником Казахстана.
28 сентября 2012 года в столице Казахстана Астане прошло торжественное открытие улицы имени Аубакира Исмаилова (от пр. Республики до ул. Бараева).
БАГРАМОВ ИГОРЬ МАРАТОВИЧ
Родился в 1961 году, окончил Алмаатинский государственный театрально-художественный институт в 1986 году, живописец, график, член Союза художников РК.
В своем творчестве художник тяготеет к условности, декоративности. Его произведениям чужды сложные построения, сочиненность, философская напыщенность. Для художника важна определенная точность в передаче внешних характеристик ландшафтного мотива, предметного мира, но он не пишет их "портреты", а, стилизуя их, "накладывая" на них свое настроение, насыщает образ определенными эмоциями. И тогда простые мотивы становятся символом и образом красоты мира.
БАЙКЕНОВ МАЛИК РАИСХАНОВИЧ
Родился в 1944 году, окончил школу-студию при МХАТ в 1973 году, художник театра, живописец, акварелист. Член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК.
М. Байкенов в течение тридцати лет работает в Карагандинском театре музыкальной комедии художником-постановщиком. За это время он поставил много спектаклей: это оперы, балеты, комедии, водевили, сказки. В театральном искусстве художник владеет всеми жанрами, причем не только делает оформление спектаклей, но и разрабатывает эскизы костюмов, грима, причесок, создавая единый ансамбль постановки.
В станковом искусстве М. Байкенов работает в масле и акварели, предпочитая жанры портрета и пейзажа. В пейзаже он всегда точен в передаче характерных особенностей природного мотива местности. Но все-таки доминирует здесь стремление не к документальной достоверности изображения, а к созданию определенного настроения. Его лирические пейзажи наполнены часто элегическим чувством, рожденным пониманием быстротечности жизни на фоне вечной природы. Манера его письма деликатная, раздумчивая, предполагающая внимательное долгое рассмотрение произведения, вхождение в его пространство.
БАЙТЕНОВ МАЖИТ САДЫКОВИЧ
Родился в 1949 году, окончил Карагандинский Государственный университет в 1994 году, член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК.
В своем творчестве Байтенов М.С. обращается к различным жанрам: пейзаж, портрет, бытовая и символико-метафорическая картина. Круг проблем, которые он разрабатывает, касается вопросов традиционной народной культуры, культурной истории Казахстана. Благодаря своему врожденному таланту в соединении с глубокими знаниями в области истории, быта, обычаев народа, художник создает произведения, в которых основная сущностная тема казахского традиционного искусства - единство человека и мироздания - обретает современное звучание. Особо мощное воздействие на зрителя оказывает цвето-пластическое решение его полотен, когда человек в произведениях художника узнает родные с детства красочные сочетания, гармонически соединенные с простой, но содержательно наполненной формой. Обращаясь к истории своего народа, Байтенов М.С. подчеркивает преемственную связь современной культуры с культурой предков: саков, тюрков, одновременно утверждая ее вневременной, общечеловеческий характер, выявляя истинные ценности, присущие ей. При этом, в своем творчестве он применяет как традиционные, так и авангардные изобразительные приемы.
БАЛКЕНОВ ЖУРСИН ШАЯХМЕТОВИЧ
Родился в 1945 году, окончил Казахский педагогический институт им. Абая в 1971 году, искусствовед, доктор педагогических наук, профессор, член Союза художников РК.
Ж. Балкенов много времени и сил отдал воспитанию молодого поколения художников и дизайнеров. Он участник международных и республиканских научно-теоретических конференций, автор методических и учебных пособий, искусствоведческих статей, каталогов о творчестве казахстанских художников, по проблемам концепции развития изобразительного искусства республики, традиционного народного искусства Казахстана. Кроме преподавательской и искусствоведческой деятельности занимается.
БЕГАЛИН АЙБЕК КАЛЕНОВИЧ
Родился в 1963 году, окончил Московский государственный художественный институт им. В. Сурикова в 1989 году, живописец, график, член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК.
В живописных полотнах А. Бегалина привлекает некая "нездешность", когда знакомые образы обретают доселе неизвестные черты, когда земные события обретают вселенские масштабы, и уже в масштабах мироздания решаются проблемы выживания человечества. Они основаны на проблемах морально-этических, которые рассматриваются в рамках мифологии: библейской, языческой или придуманной самим художником. Но в любом случае - это борение добра и зла, света и тьмы. Чтобы ярче высветить противостояние этих начал, А. Бегалин жестко структурирует пространство, предельно насыщает его разнонаправленным движением, фосфорицирующим, обретающим смысловую нагрузку, светом. Для решения сложных философских и этических вопросов, лежащих в основе произведения, художник создает свой изобразительный язык, предельно точно отвечающий поставленным перед ним задачам, что придает его картинам вневременной всеобщий характер, независимый от сюжетной основы, которую он, тем не менее, тщательно разрабатывает, так как именно литературная основа может провести зрителя по лабиринтам смыслов, предложенных автором.
БЕКСУЛТАНОВ АМАНГЕЛЬДЫ КУАНЫШБЕКОВИЧ
Родился в 1951 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1972 году, скульптор, член Союза художников РК.
Бексултанов работает как в станковой, так и в монументальной скульптуре. В своем творчестве он отказывается от литературного содержания, раскрывая образ через взаимодействие объема и пространства. Они выступают в работах художника как два равноправных начала, формирующих пластику произведения. Наполненная, цельная, несущая эмоциональный заряд, форма является основным носителем образного, содержательного аспекта скульптуры.
БИЛЫК АНАТОЛИЙ ПЕТРОВИЧ
(1925-2015)
Родился в 1928 году, окончил Днепропетровское художественное училище в 1950 году, скульптор, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, почетный гражданин города Караганды, один из создателей Карагандинской организации Союза художников РК.
А. Билык много времени и внимания отдает монументальному искусству. Им создано более двадцати памятников и монументов во многих городах Казахстана. Наиболее значительные произведения художник сделал для Караганды. Это памятник Н. Абдирову (совместно с Ю. Гуммелем), монумент "Шахтерская слава". В них он вдохновляется героикой подвига и героикой труда - для него они во многом схожи.
Работая над монументами, А. Билык постиг тайны пространства и его взаимоотношений со скульптурным объемом, прочувствовал пластическую красоту обобщенной стилизованной формы. Эти находки художник воплощает в станковом творчестве. Это - прежде всего портреты, в которых, как и в статуарных композициях, преобладает героическое начало. Ему нравятся люди сильные, мужественные, полностью отдающиеся, своему делу, поэтому он часто лепит Героев Советского Союза и Героев Социалистического труда. В них он видит воплощение своего идеала. Под рукой скульптора простые черты человеческого лица преображаются, становясь значительными, одухотворенными. В них раскрываются не столько индивидуальные особенности личности, сколько общечеловеческие начала конкретного характера. Более лиричен и личностей скульптор в портретах близких людей, где характер раскрывается во всей своей полноте.
БОЛЮХ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ
Родился в 1949 году, окончил Уральское училище прикладного искусства в 1976 году, скульптор, живописец, член Союза художников РК.
А. Болюх одинаково активен как в скульптуре, так и в живописи, хотя в последние годы все более отдает предпочтение живописанию. Темы выбирает самые простые, но под его кистью они обретают значимый смысл серьезного явления: так велика их философская и эмоциональная насыщенность. Письмо то "колючее", острое, то нежное в своих касаниях, формирует необычный образ жизни, окружающей нас обычными вещами.
БОЛЮХ НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА
Родилась в 1954 году, окончила Уральское училище прикладного искусства в 1976 году, прикладник, член Союза художников РК.
Малая пластика Н. Болюх - это десятки подсмотренных забавных сценок, это трогательные, наивные, добрые персонажи, это радость, смех, сосредоточенное размышление, счастливое ничегонеделание. Это - рассказ о нас самих и о нашей жизни, которая вдруг раскрывается с неожиданной стороны, расцвечивается всеми оттенками чувств и эмоций под пристальным взором мудрого мастера. Психология "маленького" человека вдруг становится очень важной и значимой - такой точный ее срез дает художница, не оценивая, не анализируя, а лишь любовно всматриваясь в фигуры и лица.
БУШ ВИКТОР ПЕТРОВИЧ
(1934-1986)
Окончил Пензенское художественное училище в 1964 году, живописец, член Союза художников СССР.
В. Буш работал практически во всех жанрах, но предпочитал бытовую картину и натюрморт: рассказ об обычной жизни обычных людей и предметах, их окружающих, В жизни и искусстве он искал формулу гармонии как высшего проявления красоты и истины, и под кистью мастера обыденность обретала значимость символа самого существа жизни, ее непреходящих, хотя и простых, ценностей.
ВИКТОРОВА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА
Родилась в 1957 году, училась в Уральском художественном училище, живописец, прикладник, член Союза художников РК.
Полотна Н. Викторовой обращают на себя внимание какой-то заключенной в них притягательной силой. Они странны и оригинальны своей странностью, странностью не только внешних проявлений, но и смутно угадываемым за этим внешним слоем содержанием. Оно не однозначно, и может быть расшифровано по-разному. Причем, даже названия работ не проясняют мысль художницы, а, напротив, еще более зашифровывают ее. Часто Н. Викторова обращается к мифологии, описанной в литературе и неописанной, но прочитанной, выведенной на поверхность из глубин коллективной памяти человечества. Являющиеся в ее картинах персонажи, часто безличные, неизвестны и знакомы нам одновременно. Они воплощают чувства и настроения, и эмоции: надежда, разочарование, счастье, печаль, раскаяние... Они приковывают нас к себе, заставляют вглядеться в себя внимательно и пристально, помогают осознать себя. Именно это и притягивает к аскетичным, часто почти монохромным, внепространственным и вневременным картинам Натальи Викторовой: возможность познакомиться с собой неизвестным.
ГАВРИЛОВА ЕВГЕНИЯ ПОРФИРЬЕВНА
Родилась в 1938 году, окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в 1966 году, искусствовед, культуролог, член Союза художников РК.
Е. Гаврилова автор большого количества статей, буклетов, каталогов по вопросам истории и развития изобразительного искусства Карагандинской области, участник международных, всесоюзных, республиканских научно-теоретических и научно-практических конференций. В последние годы много внимания уделяет изучению наследия КарЛАГа: выпустила монографию и несколько путеводителей, раскрывающих особенности развития художественной культуры тоталитарного общества.
ДАРАЕВА ЛЮДМИЛА ИВАНОВНА
Родилась в 1947 году, окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в 1973 году, искусствовед, культуролог, член Союза художников РК.
Л. Дараева автор монографии, большого количества статей, буклетов, каталогов, в которых раскрывает основные пути развития изобразительного искусства Караганды, рассматривает творчество отдельных художников, выявляя особенности их дарования и соотнося его с обще культурными реалиями современности. Участник международных, всесоюзных, республиканских научно-теоретических и научно-практических конференций.
ДАУРЕНБЕКОВ НУРЛАН МУХАМЕДЖАНОВИЧ
Родился в 1969 году, окончил Казахскую Государственную художественную академию в 1994 году, живописец, член Союза художников РК.
Н. Дауренбеков одинаково свободно владеет как традиционными, так и авангардными приемами художественного выражения. Он пишет легко и изящно, свободно переходя от одной стилистической манеры к другой, не потому, что еще не выбрал пути, а потому, что хочется охватить необъятный мир и везде сказать свое слово. Он умеет писать валерами, умеет соединить локальные открытые цвета, умеет наполнить холст воздухом, умеет уверенно утвердить плоскость, демонстрируя тонкое чувство цвета, чувство гармонии композиции, часто содержащей большой диапазон смыслов. Произведения Н. Дауренбекова, будь то пейзаж, портрет или тематическая картина, полисемантичны, метафорически насыщены, литературность сюжета практически не свойственна ему. Он работает на комплексе ассоциаций, которые легко направляет общей организацией холста: колоритом, пространственными отношениями, пластикой формы. Наиболее адекватен художник в абстрактных или полуабстрактных полотнах. Здесь царствует свобода, обусловленная лишь движением чувства, напряженного, страстного, мятущегося или расслабленного, полного неги.
ДЖУНУСОВ МАРАТ КАЙСИНОВИЧ
(1947-1999)
Окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в 1973 году, живописец, член Союза художников РК. М. Джунусов по характеру своего дарования - лирик. В своих произведениях он синтезирует жизненные впечатления, сплетая из них живописную ткань повествования, воплощенную в цвете. В портрете, пейзаже, картине образ строится на цвето-пластических отношениях, поэтому пространство его работ может быть неопределенно, бесконечно и спокойно, но может пульсировать, до предела заполненное энергией, из сгустка которой рождаются фигуры людей, животных, предметы-символы. В полотнах художника все слилось воедино: космос, земная природа, живые существа. И все это вырастает из мазков экспрессивно наложенной на холст краски, которая становится эмоционально насыщенным цветом, плотным, определенным, активным в одном случае, легком, светлым, меняющимся в другом.
ЕСИРКЕЕВ РАЙМКУЛ ЕСИРКЕЕВИЧ
(1921-1980)
Специального образования не получил. Живописец, график. Член Союза художников СССР. Один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников Казахстана.
Главная тема творчества Р. Есиркеева - человек. Художник знаменит своими многочисленными портретами земляков. В каждом из них он находит нечто драгоценное для себя, то, что определяет человеческую сущность героя. Многие портреты Р. Есиркеева композиционны. Мастер любит подробно рассказать о том, что окружает человека в его обычной жизни, где он чувствует себя свободно и раскрывается полностью. Чувство единения человека с миром, полнота охвата действительности усиливается одинаково внимательным, любовным отношением художника как к человеку, так и к природе, в которой он существует.
ЗОЛОТАРЕВА ЛАРИСА РОМАНОВНА
Родилась в 1944 году, окончила Уральский Государственный университет им. А. Горького в 1982 году, искусствовед, культуролог, кандидат педагогических наук, профессор, член Союза художников РК, член АИС.
Л. Золотарева большое внимание уделяет преподавательской деятельности, является автором учебных пособий по вопросам изобразительного искусства Казахстана и Караганды, психологии художественного творчества. В искусствоведческих статьях, буклетах, каталогах рассматривает творчество отдельных карагандинских художников. Участник международных, всесоюзных, республиканских научно-теоретических и научно-практических конференций.
ИВАНИНА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
Родилась в 1948 году, окончила Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Репина в 1972 году, искусствовед, член Союза художников РК, член АИС.
Н. Иванина автор нескольких монографий, многочисленных буклетов, каталогов, статей по вопросам истории и развития изобразительного искусства Центрального Казахстана, много внимания уделяет вопросам синтеза монументального искусства и архитектуры, развития архитектуры региона, изучает проблемы традиционного казахского искусства, исследуя его художественную практику, семантику его образов. Одна из первых начала исследование духовного и художественного наследия репрессированных художников, участвовала в формировании их коллекции в Карагандинском областном музее изобразительного искусства. Участник международных, всесоюзных научно-теоретических конференций.
ИМАНАСОВ ВАЛЕРИЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился в 1950 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1971 году, график, член Союза художников РК.
Композиции В. Иманасова рассказывают о современности или отправляют нас в прошлое. Каждый создаваемый им сюжет художник рассматривает сквозь призму времени. Для него очень важно соотнести прошлое и настоящее. При чем у него нет каких-либо излюбленных композиционных схем или приемов: спонтанно рождается решение темы, которое зримо воскрешает историю, делая ее частью сегодняшнего дня.
ИСЛАМОВ ФАРХАТ ФАРТОВИЧ
Родился в 1959 году, окончил Львовский полиграфический институт в 1992 году, живописец, член Союза художников РК.
Полотна Ф. Исламова отличаются выверенностью мысли, полисемантичностью образа, предельной сделанностью. Художник часто обращается к истории, но истории не отдельного народа или государства, а истории Человечества. В ней он пытается понять, объяснить базовые, сущностные представления, заложенные в основу человеческой психологии. Поэтому метафора становится одним из главных художественных приемов в работах Ф. Исламова.
ИСЛАМОВА ФАНИЯ ЯКУБОВНА
Родилась в 1954 году, окончила Казанское художественное училище в 1979 году, живописец, член Союза художников РК.
Ф. Исламова создает символико-аллегорические картины, наполненные играми воображения, когда все неустойчиво, когда двоится и троится пространство, когда до бесконечности многопланов образ, раскрывающийся в хитросплетениях цвета и света. Пишет Ф. Исламова сложно, нагружая холст несколькими слоями взаимопроникающего цвета, и тогда один объем вытекает из другого, творя непростую, семантически насыщенную форму.
В ее картинах практически нет действия, к ним очень трудно придумать сюжетно развернутый рассказ, построенный по законам формальной логики. Ф. Исламова никогда не пишет конкретное событие, она пишет вечность, слепок которой прозревается в открытости чувства, в незамутненности сознания. Эмоциональная ясность, придавая работам художницы философскую окраску, вносит порядок вчувствования в произведение, направляемый нежным прикосновением кисти.
КАЛИЕВ ЖАУБАСАР ИГЛАМБЕКОВИЧ
Родился в 1945 году, окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина в 1980 году, скульптор, член Союза художников РК.
В своем творчестве Ж. Калиев развивает традиции классической скульптуры, обогащая ее национальным пониманием пластических начал. Он одинаково успешно выступает как в станковой, так и в монументальной скульптуре. В станковых произведениях художник разрабатывает тему портрета, сосредоточивая свое внимание на личностях неординарных, внесших вклад в развитие культуры и науки региона и республики в целом. Это портреты художников, архитекторов, врачей, ученых, писателей. В них наряду с передачей индивидуальных черт, автор дает социальную характеристику своим героям, отражая конкретно исторические основы личности.
Наибольших успехов добивается художник в монументальной скульптуре. Им созданы памятники Казыбек би, А. Букейханову, Ж. Акбаеву, А. Ермекову, Курмангазы, Жамбулу, в которых он раскрывает не только личностные характеристики выдающихся людей, но и дает оценку их деятельности с точки зрения исторической перспективы, оценивая значимость их вклада в становление казахской государственности и развития национальной культуры.
КАЛКАБАЕВ МУРАТ
Родился в 1948 году, окончил Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства в 1975 году, живописец, монументалист, прикладник. Член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК.
М. Калкабаев одинаково успешно работает в станковой живописи, монументальном и декоративном искусстве, в последние годы активно занимается декоративной пластикой. В своем творчестве он демонстрирует глубокое понимание народных традиций, что, в сочетании с высоким профессионализмом, позволило ему выработать индивидуальный стиль творчества. В его сюжетных кошмах и гобеленах торжествует орнаментальный принцип, сложное переплетение символов, расшифровывающих тематическую основу произведения. В живописи художник исследует возможности цвета, формы, линии для того, чтобы глубже проникнуть в сущность основополагающих понятий мироздания: пространства и времени, духа и материи, из взаимоотношений и взаимовлияний.
Скульптурные произведения М. Калкабаев создает, исходя из структуры архитектурного пространства. И здесь, как в живописи или прикладных изделиях, его не волнует конкретная сюжетика, для него важны большие темы, когда сама пластика определяет содержание образа, рождая широкий круг ассоциаций. Возвращая нас к истокам культуры, он обращается к архитектурно-пластическим композициям, в которых немногословный, отточенный язык определяет сущность образа-формулы, точной и многозначной.
КАЛМАХАНОВ АЙДАРХАН СЕЙТМАХАНОВИЧ
Родился в 1972 году, окончил Карагандинский Государственный университет им. Е. Букетова в 1993 году, прикладник, скульптор, член Союза художников РК.
Более всего А. Калмаханов работает в архитектурной среде, которая и определяет соотношение компонентов его произведений. Часто их форма стилизована, обобщена до предела, следуя брутальным формам архитектуры. Но пластический объем может и, мягко перетекая, струиться, обогащая пространство, придавая ему эмоциональную окраску.
КАЛМАХАНОВ МАДИХАН СЕЙТМАХАНОВИЧ
Родился в 1974 году, окончил Казахскую Государственную художественную Академию в1997 году, живописец, член Союза художников РК.
М. Калмаханов работает в области пейзажа, сюжетно-тематической картины, в его пейзажах преобладает лирико-эпическое звучание, пронизанное ощущением Великой степи. Сюжетно-тематические работы, в которых дается обобщенный образ народного быта, часто строятся на фоне того же безграничного степного ландшафта: именно он определяет основную эмоциональную нагрузку холста.
КАЛМАХАНОВ СЕЙТМАХАН КАЛМАХАНОВИЧ
Родился в 1940 году, окончил Московское Высшее художественно-промышленное училище в 1972 году, живописец, член Союза художников РК.
С. Калмаханов начинал свой творческий путь как дизайнер интерьеров и экстерьеров, однако, на протяжении последних десятилетий он занимается живописью. Его интересует исторический феномен его предков, на котором сегодня вырастает новая культура. Поэтому часто в его полотнах появляется изображение традиционного быта или традиционных ремесел, не утративших своего значения сегодня. Они всегда композиционно выверены и декоративно насыщены. В портретном жанре художник предпочитает создание типического образа, отражающего особенности поколения или эпохи: в результате портрет обретает черты монументализации, особой значимости героя. Работа над глобальной тематикой обусловила некоторую сухость письма, рационалистичность построений. Но одновременно его полотна романтичны по самой своей сути, ибо в них заложена большая любовь к своей земле, к своему народу.
КЕНЕСБАЕВ ТОЛЕУГАЛИЙ АЛМАЗОВИЧ
Родился в 1944 году, окончил Московский полиграфический институт в 1974 году, график, член Союза художников РК.
Любимая техника Т. Кенесбаева - линогравюра. В ней он создает индустриальные пейзажи, исторические композиции, но более всего художник раскрывается в портрете. Сложные характеры современников "прочитываются" в позе героя, легком наклоне головы, прищуре глаз. Однако противоречия не заслоняют собой ценностных качеств личности.
КИМ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ
Родился в 1936 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1959 году, живописец, член Союза художников РК.
Творчество В. Кима соединило в себе признаки классического европейского искусства и искусства далекой родины. Для его пейзажей, портретов, натюрмортов характерны сближенные тона основной гаммы, четко обозначенный силуэт, тщательное письмо. Он пишет городские улочки, парковые аллеи, скромные цветы, простые, неброские женские лица, он пишет обыденную жизнь, он пишет тишину. Именно тишина создает атмосферу некоей сосредоточенности, обращенности внутрь себя.
КИМ ВЛАДИМИР ПАВЛОВИЧ
Родился в 1938 году, окончил Саранское педагогическое училище в 1980 году, живописец, член Союза художников РК.
В. Ким работает преимущественно в пейзаже, предпочитает камерные, уютные уголки природы. Ему интересно передать состояние природы, а через нее - состояние души, настроение. Чтобы как можно точнее выразить эмоциональные нюансы, художник обращается к импрессионизму с его тяготением к субъективизации образа. В. Ким пишет короткими мазками чистого цвета. Его живопись многослойна, она отличается особой глубиной, фактурная поверхность, создает ощущение движения масс внутри холста.
КИШКИС ПЕТР ПЕТРОВИЧ
Родился в 1953 году, окончил Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. Мухиной в 1983 году, живописец, монументалист, член Союза художников РК.
П. Кишкис создает картины-метафоры, росписи-метафоры, в которых часто использует изображения-архетипы, возвращающие нас к истокам бытия, где хранится истинное знание. В своих композициях художник вплотную подходит к истине, но никогда не раскрывает ее до конца: недосказанность дает свободу, окрыляет мысль и чувство. Это единое чувство-мысль он стремится зафиксировать, создавая зрительный образ не внешнего, а внутреннего, когда ценна каждая деталь, каждая частность, приводящая к целостной картине мира. Письмо тонкое, почти прозрачное соседствует в его полотнах с мерцанием "нагруженных", фактурных, богато цветных кусков. Нежность и жесткий напор, усиливающие друг друга, друг в друга прорастающие, создают полнокровный образ мира. Незамкнутые, колышащиеся его композиции построены на кажущихся случайностях, неустойчивом равновесии, но их не хочется замкнуть, урезать или продолжить - парадокс художественного пространства: композиции самоорганизуются, охватывая мироздание, убеждая нас в многозначности проявлений истины.
КРЫЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
(1928-1978)
Окончил Латвийскую Академию художеств в 1955 году, живописец, график, монументалист, член Союза художников СССР, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, один из создателей и первый председатель правления Карагандинской областной организации Союза художников РК.
Творческий диапазон В. Крылова очень широк: он работал практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства, предпочитая сюжетно-тематическую картину и портрет. Постоянные занятия монументальным искусством (роспись, мозаика, рельеф) помогли ему выработать в живописи свой лаконичный выразительный язык, где декоративность и стилизация органично соединялись с эмоциональной насыщенностью и исторической убедительностью. В его работах практически нет повествовательности, он больше тяготеет к созданию обобщенного образа времени, воплощая его в лицах героев своих полотен. Обращаясь к женским образам, художник становится лириком, создавая глубоко поэтические произведения, пронизанные большим личным чувством.
КУРИЦЫН АЛЕКСАНДР ФЕДОРОВИЧ
Родился в 1950 году, окончил Карагандинский Государственный политехнический институт в 1977 году, Заслуженный деятель культуры РК.
Около тридцати лет А. Курицын работает в коллективе Карагандинской организации Союза художников. Под его непосредственным руководством в 1979-1983 годы в Караганде был построен художественно-производственный комбинат, на котором создаются произведения монументального и монументально-декоративного искусства в таких материалах, как металл, камень, витраж, мозаика, керамика, производится перевод скульптурных произведений в материал (бронза, гранит и т.д.). Технология литья из бронзы по выплавляемым моделям была внедрена в производство впервые в республике по его инициативе. С 1992 года Курицын А.Ф. возглавляет в качестве директора производственную сферу Карагандинской организации СХ РК. За период работы Курицына А. было отлито в бронзе около 70 произведений монументальной скульптуры, которые украшают города Казахстана, способствуют созданию в них высоко духовной, эстетической среды.
КУРЫМБАЕВ АЙНАБЕК ПЕРДИКУЛОВИЧ
Родился в 1956 году, окончил Карагандинский педагогический институт в 1994 году, скульптор, член Союза художников РК.
Работает как в монументальной, так и в станковой скульптуре. Тематика его произведений разнообразна. Это народные типы, традиционные игры и занятия, анималистика. Часто скульптуры А. Курымбаева внешне статичны. У них замкнутый, лаконичный силуэт, отгораживающий мир пластики от окружающего пространства. Внутри силуэта развивается насыщенная эмоциями экспрессия. Природную форму художник стилизует. Используя орнаментальный принцип, он приводит ее к декоративной формуле, обозначающей динамическое взаимодействие объемов.
МАЖИТОВА ТАНСЫК САБИТБЕКОВНА
Родилась в 1967 году, окончила Аркалыкский педагогический институт в 1990 году, прикладник, живописец, член Союза художников РК.
В последние годы художница все чаще обращается к батику. Здесь она предпочитает анималистику. Красота животного вдохновляет ее на создание лирических, полных любви к природе произведений. Избранная Т. Мажитовой мера стилизации оставляет природные формы очень узнаваемыми и вместе с тем подчеркивает их особую декоративность.
МУСТАФИН БЕЙБИТ ЕРМЕКОВИЧ
Родился в 1961 году, окончил Жезказганский педагогический институт в 1983 году, живописец, член Союза художников РК.
Б. Мустафин - очень современный художник. Он мыслит не сюжетом, а темой. Темы берет самые разные, но предпочитает тематику, отражающую традиционный быт, традиционные представления казахского народа, которые он вплетает в общий поток движения времени, поэтому конкретные явления и действия художник рассматривает в метафорическом ключе. Метафора позволяет ему свободно интерпретировать образ, наполняя его различными оттенками чувств. Основную эмоциональную нагрузку в полотнах художника несет цвет. Именно цвет формирует пространственные отношения, определяет пластику формы, выявляет акценты. Светлая гамма с большими массами белого, почти чистого, цвета вбирает в себя цвета земли и неба, обогащаясь ими, насыщаясь токами жизни. Широкий экспрессивный мазок то истончаясь, то набирая силу, определяет динамику полотна, структурирует единый цветопластический массив. При этом архитепические представления, заложенные в содержание картины, актуализируются, и метафора начинает работать, как символ, соединяющий в себе три лика времени: прошлое, настоящее и будущее.
НОВОПОЛЬЦЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился в 1948 году, окончил Пензенское художественное училище в 1969 году, скульптор, член Союза художников РК.
Н. Новопольцев по характеру своего дарования монументалист, им выполнены крупные произведения в техниках рельефа, мозаики, росписи, которые органично вписываются в архитектуру, придавая ей новое художественное звучание, обогащая ее образ. Но наиболее значимы его скульптурные работы, в них он отказывается литературности, передавая эмоциональный накал через отношения объема и пространства.
ОСИПЕНКО АНДРЕЙ ИВАНОВИЧ
(1927-2009)
Родился в 1927 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1954 году, член Союза художников РК, художник театра, живописец, лауреат премии Г. Цадасы.
А. Осипенко по складу своего дарования - театральный художник: желание не просто прожить свою жизнь, но и обогатиться опытом иных, сопережитых жизней, в нем велико. Для него важно поделится своими историческими изысканиями, которые ведут в будущее, с современниками. Вместе с героями В. Шекспира, Б. Брехта, А. Чехова, Н. Гоголя, Р. Гамзатова он прожил многотрудную, полную глубоких переживаний жизнь. Его сценография - это формула образа спектакля, который расшифровывается, уточняется, нюансируется героями в процессе спектакля. Не многословие, четкость художественных формулировок - характерная черта произведений А. Осипенко. В станковом искусстве он выступает уже не как интерпретатор, а как генератор идей. Композиционные порт-реты, картины на мифологические и исторические темы наполнены пронзительным чувством сопричастности. Как художник, он не может быть в стороне от преобразования сознания современного человека. Свою боль за несовершенство духовного устроения общества А. Осипенко не перекладывает на зрителя, а пытается трансформировать в положительные образы, используя известные персонажи, давая зрителю ориентир, путеводную нить в житейском море.
ПАЦЮРА АЛЕКСАНДР АНТОНОВИЧ
Родился в 1967 году, окончил Карагандинский Государственный университет им. Е. Букетова в 1996 году, живописец, член Союза художников РК.
Тематика творчества А. Пацюры семантически сложна, хотя и знакома многим: он пишет произведения, основанные на христианской мифологии, которой дает собственную трактовку, созвучную современности. Характерна для его сюжетики и манера письма, берущая начало в иконописной традиции с ее особой мерой стилизации и одновременным стремлением к полноте передачи всех нюансов видимого мира. Такой подход делает полотна празднично нарядными, декоративно выразительными.
ПЛОТНИКОВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ
Родился в 1940 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1970 году, живописец, член Союза художников РК.
А. Плотников работает практически во всех жанрах, но особенно ему удаются сюжетно-тематические картины. Их он пишет как на конкретные темы, так и отвлеченно-метафорического содержания. Много своих работ он посвятил шахтерам Караганды и металлургам Казахстанской Магнитки. Это крупные многофигурные композиции с несколько форсированным цветом, повышенной декоративностью, пронизанные ощущением радости бытия.
Выработав свою декоративную манеру письма, художник тяготеет к классической школе, что особенно ярко проявляется в его натюрмортах с их особой "сделанностью", желанием проследить все изменения формы, придать объему жизненное полнокровие. При этом, в натюрморте он широко использует композиционные приемы, используемые им в аллегорической картине: абстрактность пространства, протяженность времени, выводящие изображенный мотив из обыденности в статус знака-символа.
ПРОЦЕНКО ВЛАДИМИР АЛЕКСАНДРОВИЧ
Родился в 1961 году, окончил Красноярский Государственный художественный институт в 1992 году, живописец, член Союза художников РК, Заслуженный деятель культуры РК.
Владимир Проценко - яркий представитель классической школы живописи с ее выстроенной композицией, выверенными пространственными отношениями, твердым рисунком, цветовой нюансировкой, стремлением к точности в передаче реальности. Ведущий жанр его творчества пейзаж, хотя одинаково свободно он чувствует себя в любой жанровой ситуации. Художник пишет разнообразные ландшафты, но более всего его завораживает степь. Бесконечность и вечность протяженных пространств утверждают бесконечность и вечность жизни. Его полотна можно назвать формулами степи - настолько точны его цветовые и пространственные формулировки. Уже в самом мотиве художник освобождается от всего случайного, несущественного. В результате идея предстает перед нами незамутненной. Идея величия даже не столько природы, сколько мироздания и бытия. Степные ландшафты В. Проценко наполнены ни чем не нарушаемой тишиной. Она позволяет войти в иной мир, уже не физический, а духовный. Высокое небо, необъятный простор отгораживают от сиюминутности, вводя в пространство вечности, когда человек остается наедине с собой, а природа служит образцом, с которым мы себя соизмеряем.
РАКОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ
Родился в 1961 году, окончил Пензенское художественное училище в 1986 году, живописец, член Союза художников РК.
И. Раков пишет в основном пейзажи, натюрморты, женские образы, изредка обращаясь к тематико-символической картине. Художника не интересует конкретика как таковая, в каждом изображенном мотиве ему хочется увидеть нечто от вечных ценностей, дорогих человеческому сердцу. Он никогда не пишет конфликтных ситуаций, а пишет отрадное, то, что успокаивает, что дает уверенность в жизни. Важным для себя он считает проповедование "чистой" красоты, которую выражает в тонких цветовых сочетаниях сближенных тонов, в почти музыкальной гармонии линии. Цвет для него - идеальное и практически единственное средство общения со зрителем: он передает настроение, ощущение медленно текущей размеренной жизни, он оформляет объемно-пространственные отношения, обозначает пластику формы сочетанием разнообразных фактур: от почти глянцевой до беспокойно шероховатой. Его полотна просты, но наполнены движением чувств: тихой радости, меланхолии, наслаждения.
РАКОВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Родилась в 1959 году, окончила Алмаатинский театрально-художественный институт в 1987 году, прикладник, член Союза художников РК.
Е. Ракова посвятила свое творчество созданию сюжетного батика. Ее батики о самых простых вещах, о самых простых отношениях и чувствах: нежности, радости, тихой грусти. Она редко применяет открытый локальный цвет, почти не пользуется резервами, предпочитая списывать цвет, растворяя форму в пространстве. Теплые золотисто-охристые, коричневые, розовые иногда взрываются холодной зеленью или синевой, еще увеличивая тепло солнечной гаммы. Красота и праздничность разлиты по произведениям художницы.
РЕЧЕНСКИЙ ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ
(1924-1999)
Специального образования не получил. Живописец, график, монументалист, член Союза художников РК, один из создателей Карагандинской областной организации Союза художников РК.
Тема борьбы Добра и Зла - сквозная тема творчества П. Реченского. При всей аллегоричности языка художника, она вполне определенна. Именно она насыщает экспрессией композиции, внутренней динамикой наполняет цвет, форсирует, а, порой, обнажает чувства героев, скрываемые, но прорывающиеся сквозь маски. С доброй, а порой и саркастической усмешкой рассказывает художник в своих притчах и сказках о борьбе Человека и человека, которые остаются неизменными во все времена. И везде рядом со смехом - слезы, боль за Человека в человеке. Это сложная философская, морально-этическая проблематика оказывается доступной, если не для понимания, то для осознания любым человеком. При метафорической разработке проблем для него была не столь уж важна чисто формальная "правильность" изображения. Отсюда и кажущаяся небрежность рисунка, мазка, за которыми -свобода, ведущая к основной цели - достижению наивысшей выразительности, пронзительности образа.
РОЛЬЯН ТАТЬЯНА ГРИГОРЬЕВНА
Родилась в 1949 году, окончила Художественно-графический факультет Карагандинского педагогического института в 1994 году, прикладник, член Союза художников РК.
Т. Рольян работает в керамике, где ей подвластны все техники и технологии, она владеет секретами многих жанров: от больших тематических панно и декоративной скульптуры до малой пластики. В своих работах художница не удовлетворяется чистой декоративностью, хотя это качество присуще ей от рождения. Она создает произведения, рассказывающие о взаимоотношениях людей, о взаимоотношениях человека и природы. Эти рассказы выливаются во взаимоотношения форм и объемов, то полнокровных, наполненных, то аскетичных, изысканных.
САНОСЯН САРКИС МАНУКОВИЧ
(1922-2004)
Окончил три курса Ереванского художественного училища в 1941 году, живописец, член Союза художников РК, Заслуженный деятель искусств Казахской ССР, один из создателей Карагандинской организации Союза художников РК.
С. Саносян - художник большого творческого диапазона, одинаково свободно работающий как в академической, так и в экспрессионистской манере.
Основная тема его творчества -жизнь природы во всей ее красоте, сложности, движении. Он создает большие пейзажные серии, в которых природа становится объектом художественно-поэтического осмысления, понимания единства человека и окружающего мира. В каждом полотне он отмечает характерное, присущее только данному конкретному ландшафту, и вместе с тем выявляя всеобщие начала мироздания.
Активность творческого начала в человеке художник раскрывает в урбанистических пейзажах. Городскую архитектуру он рассматривает как "вторую" природу, созданную руками человека, в которой очень точно отражается время, характер народа и государства.
СМИРНОВА ЛЮДМИЛА ПАВЛОВНА
Родилась в 1949 году, окончила художественно-графический факультет Карагандинского педагогического института в 1974 году, акварелист, монументалист, член Союза художников РК.
Л. Смирнова работает в основном в области пейзажа, хотя с удовольствием пишет натюрморты, жанровые сцены. Ее акварели отличаются элегантностью письма, какой-то особой изысканностью сдержанной палитры, точностью тонкой пластичной линии, которой она вычленяет определенный объем из массы цвета. Искреннее чувство восхищения красотой мира художница оформляет как гармонию, царящую в нем. Поэтому она всегда так свободна в проявлении этого чувства, так смела в письме, варьирующем различные живописные приемы. Ее гармония складывается из немногих компонентов, однако за сдержанностью, не многословием раскрывается глубина тонко нюансированных чувств, формирующих образ. Когда художница обращается к пейзажу, она всегда точно передает особенности ландшафта местности, характерные детали городского пейзажа Средней Азии, России, Польши, Казахстана. Она умеет почувствовать и передать сам дух их культуры, национальный характер народа, в остановленном ею мгновении осознавая его многовековую историю.
СНИЩУК ПЕТР ПОЛИКАРПОВИЧ
Родился в 1945 году, учился в Одесском театрально-художественном училище, скульптор, член Союза художников РК.
П. Снищук работает только в дереве. Он кончиками пальцев ощущает теплоту и нежность этого богатого возможностями материала. В нем он создает круглую скульптуру, тонкий рельеф, сочную декоративную резьбу, в которых оживляет самое душу дерева. Духовность и одухотворенность жизни, как основное, фундаментальное ее качество, стало основной темой творческих поисков художника. Особенно ярко оно проявляется в его рельефных иконах, многие из которых он посвящает Деве Марии. Нежно склоненная голова, порыв приласкавшегося к матери младенца - в них тепло и доверительность отношений, но и осознание, провидение будущего, привносящее скорбную ноту в эту картину счастья. Часто мастер обращается и к фольклорным образам, которые в его родной Украине олицетворяют природу. Нежные девичьи тела, навечно соединенные с деревьями, особенно трогательны и беззащитны на фоне массы ветвей и листьев. Текучая пластика их форм и силуэтов выявляет в них поэтическое духовное начало, столь важное для художника.
СУВОРОВА ГАЛИНА АЛЕКСАНДРОВНА
Родилась в 1959 году, окончила Краснотурьинское художественное училище в 1981 году, прикладник, модельер, член Союза художников РК.
В основе творчества Г. Суворой лежит идея прославления женского начала, как воплощения духовной силы, творящей мир по законам красоты. Красоту она рассматривает не только как эстетическую, но и как этическую категорию, поднимая ее до понятия истины, которая в разных эпохах и у разных народов имеет свои аспекты. Часто в работе над коллекциями она вдохновляется традиционным народным костюмом, не прибегая к вульгарному этнографизму, но постоянно отправляя зрителя к духовному наполнению конкретного исторического времени. Ее станковые пейзажи и натюрморты из кожи отличаются выразительной простотой.
УСТЬЯНЦЕВА ЛИДИЯ ИГОРЕВНА
Родилась в 1949 году, окончила Карагандинский Государственный университет им. Букетова в 1994 году, художник-прикладник, член Союза художников РК.
Л. Устьянцева работает в гобелене, батике, особое внимание уделяет кошме, возрождая эту древнюю технику в новом качестве, создавая объемные произведения. Ее творческое кредо - это открытость, открытость чувств, идей, мироощущения. Гармония природы и человека - вот в чем видит художница свою основную задачу и в соответствии с этим строит свои композиции, отличающиеся архитектоничностью, сдержанной орнаментальностью, изысканностью цвета.
ФРОЛОВ ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ
Родился в 1946 году, окончил Казахский Государственный педагогический институт им. Абая в 1968 году, акварелист, прикладник, член Союза художников РК.
Акварели Л. Фролова - это всегда новое открытие мира. В них царят природные стихии и вечные ценности бытия. Он смел и бережен в обращении с натурой, будь то величественный ландшафт или простой предмет быта. Не многословие сюжета и сложность письма, часто многослойного, придают листам внутреннюю глубину, заставляющую почувствовать особую значимость, знаковость изображения.
ЦОЙ АЛЕКСЕЙ
(1929-2007)
Родился в 1929 году, окончил Алмаатинское художественное училище в 1970 году, скульптор, член Союза художников РК.
А. Цой свою трудовую деятельность начал шахтером, поэтому основные его произведения посвящены шахтерскому труду. В них он не просто рассказывает о своих героях или их труде, но разрабатывает проблемы социальной психологии, хорошо известные художнику по собственному опыту. Творчество художника разнообразно по жанрам. Это прежде всего портреты знатных горняков Караганды, старейших шахтеров, в которых наряду с передачей портретных черт он раскрывает социальную основу характеров, показывая единство представителей разных национальностей, объединенных едиными устремлениями. В скульптурных композициях раскрывается не столько характер труда, сколько характер его воздействия на человека.
В последнее время наряду со скульптурой Цой А. много занимается живописью. В своих полотнах он разрабатывает тему сталинских репрессий, которую решает в метафорическом ключе, не показывая непосредственно ужасов этого страшного времени, а создавая атмосферу скорби, тему человеческих взаимоотношений, в которых раскрывается красота любви, тепло дружбы.
ШАЙКЕЖАНОВА ЛЯЗЗАТ АМАНГЕЛЬДЫЕВНА
Родилась в 1970 году, окончила Карагандинский педагогический институт в 1994 году, живописец, график, член Союза художников РК.
Л. Шайкежанова - молодой художник с выработанным, узнаваемым почерком. Ее ярко индивидуальная манера отличается некоторой парадоксальностью мышления, необычным ракурсом восприятия действительности, когда знакомая нам реальность раскрывается с неожиданной стороны, приоткрывая завесу, позволяя соприкоснуться с истинной сущностью вещей.
ШАМШИН ВЕНИАМИН ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
(1928-2004)
Родился в 1928 году, окончил Ярославское художественное училище в 1956 году, живописец, график, член Союза художников РК, один из создателей Карагандинской организации Союза художников РК.
В. Шамшин работает в традициях классической школы живописи: подробно разрабатывает сюжеты произведений, вдумчиво выстраивает их композиции, внимательно относится к деталям, ибо каждая мелочь должна работать на образ, достоверность которого жизненно важна для художника, так как рассматривает он в своих полотнах важные и сложные вопросы. Вопросы духовного становления, вопросы борения духа, тесно связанные с вопросами художественной культуры. Отправной точкой в их решении стали для В. Шамшина неординарные личности, великие музыкальные и литературные произведения, в которых аккумулировался опыт целых эпох. Все ценное, что пришло к нам из прошлого, художник считает возможным привлечь к рассказу о вдохновении, о высоких помыслах и свершениях, о характере времени, о победе духа над плотью.
ЩЕГОЛИХИН СЕРГЕЙ ДАНИЛОВИЧ
Родился в 1953 году, окончил художественное отделение Ленинградского политехникума при восстановительном центре ВОГ в 1977 году, живописец, член Союза художников РК.
С. Щеголихин работает в области лирического и городского пейзажа. В своем творчестве художник развивает традиции русского импрессионизма, который близок ему желанием передать живую жизнь вечно изменчивой природы, остановить взгляд на неприхотливых красотах окружающих ландшафтов. Одаренный живописец, он не хочет поражать нас необычными композициями, громоздкими умозрительными построениями, ставящими зачастую зрителя в тупик. Он видит самые тонкие нюансы цветовых отношений, недоступные обычному глазу, и при помощи цвета передает не только состояние природы, но и настроение, общее ощущение жизни. Настроения же его пейзажей разные, но даже в грустном осеннем дне он предчувствует чудо солнечного явления. А когда он пишет ясные дни, солнце сверкает на всей поверхности полотна, и все расцветает, раскрываясь ему навстречу.
Информация к разделу
Союз художников г. Караганды: http://karart.kz/?lang=ru
АРТХИТ: https://artchive.ru
Реестр профессиональных художников Российской империи, СССР, «русского зарубежья», Российской Федерации и республик бывшего Советского Союза (XVIII–XXI вв.): http://painters.artunion.ru/index.htm
Репрессированные художники, искусствоведы: http://www.sakharov-center.ru/asfcd/khudozhniki/