КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ НУРМУХАМЕДУЛЫ

 

АЛИХАН БУКЕЙХАНОВ НУРМУХАМЕДУЛЫ (1866–1937 гг.), общественный и государственный деятель, руководитель национально-освободительного и Алашского движения, председатель правительства Алашординской автономии, публицист, ученый, переводчик. В 1879–86 гг. учится в школе для казахских детей в г. Каркаралинске, с помощью генерал-губернатора Г. А. Колпаковского поступает в Омское техническое училище и учится там с 1886 г. по 90 г. В 1890–94 гг. в Санкт-Петербургском Императорском лесном институте. А. Букейханов привлек внимание российской жандармерии еще в студенческие годы и был включен в черный список «политически ненадежных». После окончания института возвращается в Омск. Работает учителем математики в Училище лесного хозяйства. Входит в состав редколлегии газеты «Степной край». Участвует в различных экспедициях, изучающих жизнь и быт народа Степного края. В 1896 г. становится действительный член Западно-Сибирского отдела Императорского русского Географического общества. А. Букейханов в ноябре 1905 г. участвовал в работе Земского совета, прошедшего в Москве, выступал по проблемам свободы языков, выбора религии и т. д. казахским народом. Становится членом партии кадетов в 1906 г. и является редактором в Омских кадетских газетах «Голос степи», «Омиш» и «Иртыш», 1908 г. — меньшевистской газ. «Товарищ», кадетских — «Речь», «Слово», издаваемых в Петербурге. В 1912–17 гг. стал членом ЦК партии кадетов.

 

В начале 20 в. А. Букейханов внес огромный вклад в политическую и духовную жизнь казахского общества, в организацию газеты «Казах». В июне 1914 г. участвовал во Всероссийском съезде мусульман, организованном мусульманской фракцией Госдумы, был постоянным членом бюро мусульманской фракции. С 1917 г. А. Букейханов исполнял объязанности начальника отдела инородцев, открытого при земском и городском союзе.

 

20 марта 1917 г. назначен на должность члена Туркестанского комитета и комиссара Временного правительства Тургайской области. Основной целью А. Букейханова было создание Национального государства. Он возлагал большие надежды на Временное правительство, на партию кадетов. Под его руководством в июле 1917 г. проведен первый Всеказахский съезд, была создана партия «Алаш». 5–13 декабре 1917 г. в г. Оренбурге прошел Всеказахский съезд, рассматривавший проблему о государственности казахов, сформировано правительство Алашординской автономии, А. Букейханов был избран председателем этого правительства.

 

В 1920 г. членом коллегии Земельного народного комиссариата КазАССР, в 1922 г. научным сотрудником Центрального издательства при народном комиссариате (Москва) по делам наций, 1926–27 гг. научным сотрудником АН России. Вошел в состав по определению земельной нормы, необходимой казахским хозяйствам. 1 секретарю Казахстанского краевого партийного комитета Ф. И. Голощекину и центральным органам не понравились заключения и предложения, сделанные этой комиссией, научно обосновавшей отсутствие свободных земель, пригодных для переселенцев в Казахстан.

 

В 1926 г. из-за того, что А. Букейханов без разрешения надзирательных органов выехал из Москвы, был арестован сотрудниками ОГПУ в Актюбинске и заключен в Бутырскую тюрьму. Через две недели освобожден, в 1937 г. вновь арестован и 27 сентября того же года был приговорен к расстрелу по решению военной коллегии Верховного суда СССР. На последнем допросе А. Букейханов заявил, что «не любил советскую власть, но вынужден был признать ее». 14 мая 1989 г. был реабилитирован по Постановлению Верховного суда СССР в связи с отсутствием состава преступления в действиях.

 

 

БАЙЖАНОВ КАЛИ

 

 

 

Байжанов Аппак,  (1824-1887)

АППАК БАЙЖАНОВ (Апак, 1824–1887 гг.), первооткрыватель Карагандинского угольного бассейна. Родился на современной территории г. Караганды в 25 км южнее реки Нуры. Аппак с малых лет пас овец местного волостного правителя. В 1833 г. нашел каменный уголь, оказавшийся на поверхности земли (территории шахты «Северная»).

.Писатель Габит Мусрепов в книге «Пробужденный край» так говорит об истории открытия горючего камня в урочище Карагандабасы: «Однажды шустрый сынишка Байжана Аппак пас на холме отару байских овец и затравил собакой крупного матерого сурка. Около сурочьей норы он нашел целую кучу невиданных им раньше черных блестящих камешков неправильной формы, словно изгрызанных. Было ясно, что все эти камешки выкопали и выбросили наружу сурки. Решив, что сурков в норе много Аппак разложил небольшой костер, чтобы выкурить их. И странно: когда пламя костра стало лизать кучку черных камешков, они вдруг задымили, потом загорелись, раскалились, давая сильный жар. Изумленный мальчуган набрал полную пазуху этих удивительных камешков и в тот же день повторил свой опыт дома, на глазах не менее удивленного отца. Когда Аппак раскопал сурочью нору, он обнаружил огромный пласт такого же черного горючего камня…»

Журналисту Т.Жунусову и краеведу Ю.Попову известна другая история этих событий, рассказанная внуком Аппака Байжанова Турсыном Омаровичем Омаровым. «Глубокой осенью 1833 года Аппак с отарой бая Иглека Утепова находился в районе шахт № 18-Основная и «Северная». Мальчику было 9 лет. Было холодно, он замерз и решил погреться у костра. Набрав сухих веток караганника, Аппак запалил костер. Скоро стебли прогрели землю. Он сдвинул их в сторону, а на теплую землю поставил турсык с айраном, чтобы таким образом несколько подогреть свой обед. На следующий день он снова пригнал отару на это место. Несколько камней которые случайно попали в костер, продолжали тлеть, давая небольшой дымок. По своему характеру Аппак был спокойный, вдумчивый ребенок. Он заметил, что дымились только черные камешки. Свою находку он принес домой и продемонстрировал перед сельчанами, как может гореть камень. Как известно находка не принесла богатств ни самому Аппаку, ни его родственникам. До революции Байжановы пасли чужой скот, выращивали для себя немного пшеницы, иногда приходили поработать в сырых, низких шахтенках-норах Карагандинских копей. Но со временем камень, поднятый любознательным мальчиком, совершил настоящий переворот в казахской степи. Здесь зародилась угольная промышленность Казахстана».

В Караганде рядом с историко-краеведческим музеем установлен памятник первооткрывателю угольного бассейна (1999). Именем Аппака Байжанова в Караганде названа улица.

 

***

Аппак Байжанов [Текст]:[биография] // Караганда. Карагандинская область: энциклопедия / гл.ред.Р.Н.Нургалиев.-Алма-Ата: Каз.сов.энцикл.,1986.- С.103.

Аппак Байжанов [Текст] : / гл.ред. А.Абдулин // Караганда. Карагандинская область : энциклопедия. – Алматы  : Атамұра, 2008. - С.135.

***

Усова, Л. И вспыхнула звездой Караганда! : стихи / Л.Усова // Индустр. Караганда. - 2006. - 24 авг.

 

 

 

БАЙДАЛЫ БИ БЕКШЕУЛЫ

БАЙДАЛЫ БИ БЕКШЕУЛЫ (примечание 1727–1822 гг.), бий. Жил в период правления ханов Абылая и Уали. Отличался лаконичностью, остроумием, справедливостью в судебных решениях. Афоризмы, изречения Байдалы Би отмечены в разных изданиях: «Из уст народа», «Нашедшему в нужный момент нужное слово нет претензии», «Ораторские речи», «100 биев-ораторов казахов», в произведениях С. Сейфуллина и в Казахской Советской Энциклопедии (Алматы, 1973 г.), им посвящена книга М. Тиесова и А. Жумадилдина «Байдалы би». Его именем назван сельский округ Жанааркинского района (2002 г.). Могила находится на берегу р. Шидерты.

АКБАЕВ ЖАКЫП

 

АКБАЕВ ЖАКЫП (1876–1934 гг.), государственный и общественный деятель, член правительства Алашорды, юрист, магистр права. Учился в Омской и Томской гимназиях (1898 г.). Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета (1903 г.). Обучаясь в Санкт-Петербургском университете, окончил полный курс Археологического факультета. В студенческие годы участвует в политической борьбе, публикует статьи в газете «Санкт-Петербургские ведомости», «Дала уалаяты».

 

В 1903–05 гг. работает секретарем Омской судебной палаты.

 

С 1905 г. из-за борьбы против колониальной системы, царского правительства был снят с должности.

 

В 1905 г. вместе с А. Букейхановым, А. Байтурсыновым организовывал Каркаралинскую петицию, выразившую протест против колониального гнета казахского народа. Находясь в Семипалатинской тюрьме, 30 марта

 

1906 г. пишет письмо известному юристу, профессору Санкт-Петербургского университета Л. И. Петражицскому, в котором первым среди казахской интеллигенции ставит вопрос о получении отдельной автономии Казахского края.

 

В 1908 г. ссылается сначала в Омск, в последующем его сажают в тюрьму в г. Капал Жетысуйской области.

 

Во время ссылки в 1909 г. пишет письмо сенатору графу Палену, в котором дает глубокий анализ политико-экономического, социально-бытового положения колонизированного Казахстана, рассказывает о тяжелом положении Края.

 

В 1912–15 гг. занимается адвокатской деятельностью. В 1915–16 гг. снова арестовывается за сопротивление царской власти. После освобождения из тюрьмы в начале 1917 г. активно участвует в движении Алаш. 21–26 июля 1917 г., будучи делегатом Всеказахского съезда, участвует в создании проекта программы партии Алаш. На 2-м Всеказахском съезде (5–13 дек. 1917 г.) был избран членом правительства Алашорда.

 

В 1918 г. Колчаковский военно-городской суд арестовывает его за руководство вооруженным восстанием в Семипалатинске, направленным на свержение военной диктатуры, и 7 июля 1919 г. приговаривает к расстрелу, затем он освобождается из-под стражи. В 1919–1927 гг., руководя отделом права в составе Семипалатинского губревкома, участвует в деле организации судебных учреждений Семипалатинской области.

А. в 1927 г. написал свой фундаментальный научный труд «О происхождении казахского народа».

 

В 1928 г. приезжает в с. Новотроицкое Чуйского района Джамбулской области и занимается научно-творческой деятельностью. Из-за действий, направленных против Советской власти, членства в партии Алаш 14 сентября 1930 г. был арестован, в апреле 1932 г. сослан в Воронежскую обл. В 1934 г. Жакып был освобожден и скончался 4 июля 1934 г. Реабилитирован в 1958 г.

 

БАЙГОЗЫ БАТЫР

БАЙГОЗЫ БАТЫР (1705–1803 г.), батыр. Являлся примером мужества в борьбе с джунгарами. В народных поэмах приводятся следующие строки: «… батыр Байгазы был великим мужем, Если враг нападает на народ, Он первым скажет — я иду». Место, где похоронен Байгозы, называется «Батыр басы».