КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Средневековье

Раздел исторической науки, изучающий историю средних веков, принято называть медиевистикой (от латинского слова medium aevum - средние века). В западноевропейской науке эпоха средневековья связывается с развитием феодализма и охватывает время с конца V до XV века. В соответствии с фазами феодализма, средневековье делится на раннее, классическое и позднее. В истории степных обществ Евразии средневековье начинается с появления государственных образований древних тюрков (VI в.). Средневековая история Казахстана изучает события, происходившие на данной территории во времена существования государственных образований VI - начала XIII века, монгольского завоевания, сложения казахской народности и образования Казахского ханства как национального государства.

Древние тюрки. Кыпчакская эпоха

Период раннего средневековья (VI-XII века) в степях современного Казахстана связано с изменением этноязыковой и политической ситуации. В это время тюркоязычное население становится здесь этнически и политически преобладающим. Толчком к переменам послужило событие, которое произошло в восточной части азиатских степей. В середине VI в. там возник могущественный Тюркский каганат - государственное образование племен, носивших имя «тюрк». В результате военных походов тюрки вскоре распространили свою власть на соседние территории вплоть до Маньчжурии на Дальнем Востоке, верховьев Енисея в Южной Сибири, верховьев Амударьи в Средней Азии и Керченского пролива в Причерноморье. Огромная степная империя разделилась в VII в. на Восточнотюркский и Западнотюркский каганаты. Государство западных тюрков включало Среднюю Азию, Джунгарию и часть Восточного Туркестана. Сарыарка также входила в пределы Западнотюркского каганата. Таким образом, под властью западнотюркских каганов оказалось как оседлое, так и кочевое население. В VII в. в Семиречье возникло государство тюргешей, в VIII в. - карлуков, а в X в. возвысилось государство Караханидов.

 

Одним из выдающихся достижений древнетюркской цивилизации было создание своей письменности. В VI-VII вв. тюркоязычные племена Центральной Азии, в том числе и Казахстана, входившие в состав Тюркского каганата, а также западнотюркские племена Нижнего Поволжья, Подонья, Северного Кавказа, создавшие Хазарское государство, уже пользовались, собственной письменностью. У тюрков знаки наносились на небольшие деревянные дощечки. Послы снабжались специальными грамотами. К примеру, тюркский посол, прибывший в 598 году в Константинополь, императору Юстину привез послание от кагана, написанное «скифскими письменами».

 

Не позднее первой половины VII в. в тюркской среде на основе согдийского письма возникает новое письмо, состоявшее из 38 знаков геометрических очертании. Оно было очень удобным для фиксации на дереве или камне [Лившиц, 1980, с. 3-13].

 

Впервые древнетюркское письмо было открыто в долине Енисея в 20-х гг. XVIII в. состоявшим на службе у Петра I немецким ученым Д. Мессершмидтом и сопровождавшим его пленным шведским офицером И. Страленбергом. По причине схожести со скандинавским руническим письмом, они назвали тюркское письмо "руническим". Это название закрепилось в науке. Затем последовали другие открытия.

 

В 1889 г. датский ученый В. Томсен нашел ключ к алфавиту и дешифровал первые тексты. Кроме Енисея, памятники рунического письма тюрков найдены в Монголии, Семиречье Восточном Казахстане, Нижнем Поволжье, Подонье, на Северном Кавказе. Среди них наиболее известны памятники в честь Бильге-кагана и его брата, полководца Кюльтегина (732-735 гг.), памятник Тоньюкука.

 

Руническое письмо тюрков бытовало долго и окончательно вышло из употребления после XI-XII вв. По мнению ученых, его вытеснило арабское письмо, которое получило распространение в связи с принятием тюрками ислама [Лившиц, 1989, с. 78-84].

 

В лежащих к северу от Сырдарьи и Балхаша, степных пространствах Казахстана начиная с VIII в. усиливаются кимаки, которые создают государство с центром на Иртыше. Кимакский правитель принимает высший тюркский титул - каган (хакан). Ал-Хорезми ученый X в., отмечает так: "Хакан - главный царь тюрков. Хакан - это хан ханов, то есть предводитель предводителей, подобно тому, как персы говорят шаханшах". Сын кагана, человек по имени Джанах ибн Хакан ал-Кимеки (X-XI вв.) написал книгу, которую впоследствии использовал арабский географ XII в. ал-Идриси в своем описании страны кимаков. Арабский ученый в своей работе отмечает наличие у кимаков ряда самостоятельных владений с правителями, живущими в городах. В эту эпоху в сферу влияния кимакского государства входили племена кыпчаков. С.Г. Кляшторный и Т.И. Султанов так характеризуют роль этих племен в конце I тысячелетия: "В VIII-X вв. преобладание кимаков и кипчаков сначала на Алтае, в Прииртышье и Восточном Казахстане, а затем в Приуралье и Центральном Казахстане становится определяющим фактором в этом огромном степном регионе» [Кляшторный, Султанов, 2000, с. 109-110].

 

Начиная с XI в. главенство в степи переходит к кыпчакам. С тех пор степные пространства от Итиля (Волги) до Алтая называются в персо - и арабоязычной литературе Дешт-и-Кыпчак (Степь кыпчаков). Начинается кыпчакская эпоха, все шире распространяются кыпчакские диалекты. В дальнейшем и за Итилем, до причерноморских степей расселяются кыпчакские племена, поэтому, в современной науке территорию Казахстана относят к Восточному Дешт-и-Кыпчаку. В XIII в. в ходе монгольских завоеваний (в них участвовали как монголы, так и тюрки) разрушается кыпчакская государственность, но кыпчакский язык еще более укрепляется, становясь языком завоевателей, и распространяется дальше.

 

Повсеместно в Сарыарке обнаружены археологические памятники времен государственных образований древних тюрков и кыпчаков.

 

Характерными памятниками древнетюркской эпохи в степях Азии являются погребения с конем и поминальные оградки с каменными изваяниями. Эти виды памятников найдены также в Сарыарке.



Каменное изваяние

 

В 1957 г. М.К. Кадырбаев исследовал захоронение человека с конем 6-7 вв. урочище Егизкойтас, в долине реки Токырауын (Актогайский район) [Кадырбаев, 1959, стр. 184-186]. Погребение было совершено в большой яме (2,10 х 1.90 м), глубиной почти 2 м. Человеческий скелет располагался в северной части могилы, а конский - в южной. Умерший был положен на спину и обращен головой к востоку. Возле его челюсти обнаружен железный наконечник стрелы, а на груди - остатки берестяного колчана. Железное кольцо для подвешивания колчана было прикреплено к поясу из темно-желтого шелка. Найдены обрывки этого шелка, поясная бронзовая пряжка и подвесной каменный предмет. Под кистью левой руки умершего находился железный нож. Покойника сопровождал умерщвленный конь. Взнузданный и оседланный, он лежал на животе подогнутыми ногами. Грудью животное было направлено на запад, но шея изогнута к северу. Между человеческим и конским скелетами размещались кости ног барана - заупокойная пища. Могила была засыпана землей и камнем, а сверху возведен каменный курган диаметром 7 м, высотой 0,60 м.

 

К археологическим памятникам древнетюркской эпохи, имевшим культовое назначение, относятся поминальные оградки. Они бытовали в течение длительного времени - с VI по IX вв. Древнетюркские оградки возводились ради совершения обряда поминок по умершему человеку (мужчине). Оградка представляет собой четырехугольное сооружение, стенки которого состоят из плит, вкопанных ребром. Пространство, огороженное плитами, заполнено камнями. Возле оградки может стоять каменное изваяние - скульптурное изображение умершего человека или стела (каменный столб). Изваяние обращено лицом на восток. Иногда от него отходит ряд каменных столбиков. Эти столбики называются в научной литературе балбалами. Когда-то балбалы были вкопаны, а теперь почти все повалены. Ряд ученых предположили, что балбалы означали убитых врагов. Согласно еще одному мнению, балбалы поставлены участвовавшими на поминках представителями племен и родов как знак причастности (присутствия).

 

Кыпчакская эпоха в Восточной Сарыарке представлена кыпчакскими святилищами с изваяниями, которые относятся к IX-началу XIII вв. Как и древнетюркские оградки с изваяниями, эти памятники являлись культовыми (по всей видимости, поминальным) сооружениями.

 

Кыпчакские святилища отличаются от древнетюркских оградок не только строением. Если возле оградки стоит только одно изваяние, то святилища включают разное количество изваяний - от одного до пяти. Изваяния кыпчакской эпохи так же, как древнетюркские изображают либо голову человека, либо человеческую фигуру (но и целиком). Однако изваяния из кыпчакских святилищ отличны от древнетюркских и их трудно спутать. На поясных и полнофигурных изваяниях кыпчакского времени запечатлен человек с сосудом в обеих руках. Руки некоторых изваяний сведены на животе. Между пальцами соединенных рук иногда выбито округлое углубление. Редко руки показаны свободно опущенными. Встречаются изваяния с обозначенными женскими и мужскими признаками пола. Одежда почти не изображалась. При этом верх головы многих изваяний напоминает головной убор. Образ яростного воина, характерный для древнетюркской скульптуры, не встречается в кыпчакской. Т-образное изображение бровей и носа на кыпчакских изваяниях сохраняется, но, вероятно, имеет иной смысл. Изваяния из кыпчакских святилищ изображают монголоидов, среди которых почти нет особ с большими глазами. По мнению ученых, кыпчакские изваяния воссоздавали образы предков.

 

Кыпчакские изваяния обнаруживают определенное сходство с половецкими статуями XI - начала XIII вв. из причерноморских степей. На половецких изваяниях также изображен человек с сосудом в обеих руках. Кроме того, сходен способ установки изваяний в кыпчакских и половецких святилищах. Половецкие изваяния ставились как в выкладках на поверхности курганов, так и в ямах под курганными насыпями. "Скрытые" половецкие святилища обычно содержат деревянные изваяния. Такие совпадения не случайны, потому что половцы (команы) были прямыми потомками тех откочевавших групп кыпчаков, которые заняли причерноморские степи в XI в.

В начале ХІІІ в. начался поход монгольских войск на территорию Казахстана. Монголы захватили Семиречье и Южный Казахстан и через эти территории вышли в Среднию Азию. Наука не располагает историческими источниками, в которых указывалось бы, что в Центральном Казахстане были боевые сражения с монгольскими войсками. Еще при жизни Чингисхан поделил завоеванные территории среди четырех своих сыновей. Центральный Казахстан достался старшему сыну Джучи. Через некоторое время сын Джучи Бату в западной части этой территории создал Золотую Орду и все племенные союзы Центрального Казахстана вошли в состав этого государства.

 

В начальный период Алтын Орды Улытау становится центром улуса Жошыхана (Джучи), одного из сыновей Чингисхана. На его могиле некоторое время спустя его потомки — правители Алтын Орды — возвели в его честь мазар, сохранившийся до наших дней.

Власть Золотой Орды распространялась, главным образом, на Поволжье, Северный Кавказ, Крым, на обширные степные пространства, лежащие западнее р. Волги. К середине XIV в. на территории современного Юго-Восточного Казахстана и Кыргызстана образовался Могулистан.

На одной из вершин гор Улытау покоится прах великого полководца, эмира Золотой Орды Едыге, имя которого упоминается в героических сказаниях народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Средней Азии.

В 1312 г. Узбек хан объявил ислам государственной религией Золотой Орды. Постоянные междоусобицы в монгольских улусах привели к постепенному упадку центральной власти. Завоевательные походы эмира Тимура привели к распаду и разделению Золотой Орды. На месте Золотой Орды в Центральном Казахстане появляется государство Ак Орда, на основе которого образовалось ханство Абулхаира.

Сохранились и исторический памятник, и письменный источник о походах Эмира Тимура в Улытау. Династийные летописи Тимура были приведены в «Книге славы» Шариф ад-дин Али Найзиди. В ней говорится: «Прибыв в Улутау, Тимур посмотрел на зеленые степи и высокие горы. Потом он собрал свои войска и приказал построить большой могильник. Опытные каменотесы записали это событие на камне». Этот камень был установлен на Алтыншокы в горах Улытау. Его впервые обнаружил К. Сатпаев. В данное время камень хранится в Эрмитаже г. Санкт — Петербурге.



Место плиты с надписью Тимура

 

Ак Орда - первое крупное государственное образование на местной этнической основе в послемонгольский период на территории Казахстана. Ее территория была заселена тюркоязычными племенами, которые издавна жили на этой земле в составе кыпчакского объединения. Также во время монгольского нашествия сюда переместились из восточных регионов Центральной Азии новые группы тюркоязычного и монголоязычного населения. Немногочисленные группы монголов быстро растворились в местной этнической среде, и в языковом отношении существовал единый пласт. К концу XIV в. в Ак Орде обособилась на ее западных территориях Ногайская Орда (Мангытская Орда). А в начале XV в. на короткое время возвысилось ханство шайбанида Абулхаира, распространившего свою власть на значительную территорию Ак Орды. В Западной Сибири образовалось на местной тюркской основе Сибирское ханство. Образование государств Ак Орды, ханства Абулхаира, Могулистана, Ногайской Орды, Сибирского ханства сыграло важную роль в развитии государственности местного населения, в конечном счете, это привело к сложению казахской народности. Вместе с тем, эти государства в разной степени оказали влияние на консолидацию и сложение и ряда других народностей - ногайской, башкирской, кыргызской, узбекской, сибирских татар [История Казахстан, Т.2, 1997, с. 157].

 

В XIV - начале XV вв. на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака протекали сложные этнические, этнополитические процессы внутри нескольких государственных образований.

 

Священное значение Улытау сохранялось и в эпоху Казахского ханства. В XIV веке был воздвигнут мазар над могилой Алаша хана, одного из основателей союза тюркских племен в степях Казахстана. По одной из версий Алаша хан жил в VII—VIII веках. В казахских легендах он считается прародителем всех казахских ханов и основателем государства.

 



Абылай хан

С именем Улытау связаны биографии и таких исторических личностей, как Кетбуга, Керей, Жанибек, Касым, Тауке, Барак, Кучум, Абылай, Абулхаир, Акжол би, Казыбек би, и многих других.



Каз дауысты Казыбек би

 

Эти процессы завершились сложением казахской народности и образованием Казахского ханства.

Образование Казахского ханства

В эпоху Казахского ханства, в XV-XVII вв., закрепились основные черты и особенности материальной и духовной культуры казахского этноса.

 

Факт образования Казахского ханства произошел на территории Западного Жетысу. Именно сюда откочевали казахи Среднего жуза под управлением султанов Гирея и Жаныбека, проживавшие на территории Центрального и части Южного Казахстана [История Казахстан, Т. 2, 1997].

 

Процессы дальнейшего укрепления Казахского ханства, расширения его территории происходили параллельно с утверждением государства в присырдарьинском регионе, на территории Южного Казахстана. Именно здесь, в присырдарьинских городах казахские ханы видели свою экономическую и военную базу.

 

Южный Казахстан изначально являлся зоной контакта и взаимной адаптации двух основных типов культур характерных для Центральной Азии - кочевой скотоводческой оседло-земледельческой. Это маргинальное историко-географическое положение обусловило не только культурно-хозяйственное своеобразие региона, но и его особую роль в истории взаимоотношения государственных образований древности и средневековья.

 

Южный Казахстан был традиционным экономическим и политическим центром предшествующих государственных образований на территории средневекового Казахстана (Ак Орда, ханство Абулхаира).

 

Для Казахского ханства этот край должен был стать центром экономической, культурной и политической жизни. Здесь происходил хозяйственный подьем, в многочисленных городах развивались ремесло, торговля.

 

Земли на нижнем и среднем течении Сырдарьи были основными районами зимнего пребывания казахов Среднего и Младшего жузов.

 

Сарыарка была жизненно связана с территорией средней Сырдарьи. Этот район особенно высоко ценился казахами Среднего жуза как удобные зимние пастбища. Исходя из географических особенностей казахских степей, издавна на территории Восточного Дешт-и-Кыпчака существовала традиция скотоводческого хозяйства, согласно которой население степных регионов в зимнее время переходило в южные районы - в долины Сырдарьи, ее притоков, в предгорья Каратау. Именно этот производственный цикл существовал у казахов в эпоху Казахского ханства.

 

Поэтому Центральный Казахстан и Средняя Сырдарья для казахов Среднего жуза являлись единой территорией. Для казахов Младшего жуза такое же значение имели районы Нижней Сырдарьи, Приаралья.

 

Борьба казахских ханов за обладание Присырдарьинским регионом была длительной и упорной, поскольку в стратегическом отношении другого выхода не было [История Казахстан, Т.2, 1997; История Казахстана, 2001].

 

Ход этой борьбы, вопросы внешней и внутренней политики казахских ханов, расширения территории ханства и др. аспекты из истории Казахского ханства углубленно рассмотрены в многочисленных работах казахстанских ученых.

 

В эпоху Казахского ханства, столицей которого являлся город Туркестан, Центральный Казахстан был одним из стратегически важных регионов государства. Среди караванных путей особо выделились два, функционирующих еще с древности.

 

Сарысуская дорога (Сарысу жолы) пролегала по западу региона. Трасса начиналась от основной магистрали Шелкового пути на юге, через Туркестан доходила до Улытау и, разветвляясь, шла далее на север — на Урал и Поволжье. На берегу Сарысу находится знаменитый Тамгалытас (Танбалытас) с многочисленными родовыми тамгами казахов, неоднократно здесь казахскими родами проводились важные встречи и советы.

 

Каркаралинская (Қарқаралы жолы) дорога функционировала на востоке. На юг она уходила через Хантау и Шу, а на севере вела в кимакское Прииртышье и далее в Западную Сибирь. Каркаралинскую дорогу называли еще и Ханской дорогой (Хан жолы).

 



Кызылкент (вид сверху)

Среди многочисленных архитектурных сооружений эпохи Казахского ханства выделяется ламаистский храм или Кызылкентский дворец (Қыз Әулие, Қызылкеніш сарайы), построенный в XVII веке ойратскими удельными князьями, поддерживавшими с казахами дружественные отношения.

 

Кызылкентский дворец находится в 250 км к юго-востоку от г. Караганды горах Кент на территории Каркаралинского района. Памятник расположен в ущелье Кызылкеныш (Красная сокровищница), на правом берегу одноименной реки. Хотя давних пор памятник среди местного населения называется «Қыз-Аулие» (Святая дева) все исследователи в своих работах его называли как «Кызыл-Кенчский дворец», «Кызылкентский дворец».

 

Археологические раскопки Кызылкентского дворца были начаты в 1985 году археологическим отрядом Института «Казпроектреставрация». Дальнейшие исследования памятника были продолжены археологической экспедицией (студенческий отряд «Эврика», созданный по инициативе профессора А.К. Абилева) Карагандинского Государственного университета в полевых сезонах 1986-1987 гг.

 

В ходе исследования был полностью раскопан основной дворец с тремя отдельными сооружениями, также из могильника, расположенного вокруг памятника, были исследованы 10 погребений. До раскопок развалины дворца представляли собой холм из земли и камня диаметром до 25 м и высотой до 2,7 м, густо заросшей травой и кустами шиповника. Вокруг дворца фиксировались развалины трех отдельных сооружений и могильник, также заросший травой и кустарником. С юго-восточной стороны дворца, перед входом имеются два котлована овальной формы глубиной до 2 м.

 

Основной дворец после раскопок представлял собой крестообразное в плане здание из четырех помещений с тамбуром. Стены дворца сложены из необработанного камня-плитняка. Толщина плит 0,10-0,20 м. На углах сооружения при строительстве укладывались наиболее крупные плиты, имеющие иногда длину в 0,6-07 м и ширину в 0,4-0,5 м.

 

Каменно-земляные валы с внешней стороны сооружения достигали высоты до 2,2 м со снижением в 3-5 м от стен на уровень современной дневной поверхности. Внутри сооружения завалы у стен до 2 м и постепенно снижаются к центру основного помещения до 1 м. В ходе расчистки завалов внутри сооружения в большом количестве встречались полуистлевшие плашки, жерди и бревна. Зафиксировать какой-либо порядок в расположении этих бревен и плашек не удалось.

 

Длина юго-восточной стороны основного помещения 11,6 м, северо-восточной 12 м, северо-западной 11,8 м, юго-западной 12,2 м. Малые комнаты, пристроенные с трех сторон основного помещения, имеют входы шириной 1,1-1,3 м. С наружной стороны сооружения эти комнаты входов не имеют. Комната, расположенная с северо-восточной стороны основного помещения имеет размеры 2,8 х 2,5 м, комната с северо-западной стороны 4 X 3,5 м, комната с юго-западной стороны 4,6х3,5 м. В центре комнаты, расположенной с юго-западной стороны основного помещения, на полу имеется прокал от огня. Стены малых комнат примыкают к стенам основного помещения без связки кладки.

 

По своему архитектурному стилю (2 этажа, балкон, колонны), а также, судя по найденным в ходе археологических раскопок находкам, Кызылкентский дворец не характерен для казахских строений. Как показало трехлетнее исследование дворца, памятник является культовым сооружением и, по всей видимости, он был построен как ламаистский монастырь (храм) в 17 веке ойратами.

 

Результаты исследований убедительно показывают и то, что памятник населялся очень короткий срок. Отсутствие следов длительного проживания людей лишь незначительный зольник, крайне малое количество костей животных и др., а также немногочисленность находок говорит о том, что он так и не был обжит.

 

Резные деревянные украшения, найденные в ходе археологических раскопок дворца, схожи с украшениями (орнаментами) ламаистских храмов Монголии, в которых эти орнаменты широко использовались «в украшении фасадов и интерьеров путем резьбы, особенно по дереву». Интересны сведения о глиняных вещицах из развалин дворца. В своей статье «От Павлодара до Каркаралинска» Н. Коншин свидетельствовал: «В развалинах дворца находятся вещицы из белой глины в виде конуса с расширенным основанием и закругленной верхушкой. Внутри этих вещиц постоянно оказываются зерна пшеницы» [Коншин, 1901, с. 55]. Согласно И. Чеканинскому одна из этих вещиц, найденная в развалинах Кызылкентского дворца, раньше хранил в археологической коллекции Семипалатинского музея. И. Чеканинский, считает «цацей» и дает ее снимки в своей работе, посвященной Кызылкентскому дворцу.

 

Таким образом, Кызылкентский дворец был построен в XVII в. как ламаистский монастырь. По предположению, его мог построить в 40-х годах XVII века хошоутский Хундулен-Убаши или же в первой половине 70-х годов этого столетия Очирту - Цецен-хан.

 

Археологические раскопки доказали, что Кызылкентский дворец населялся очень короткий срок, по тем или иным причинам, он видимо, был заброшен в самом начале своего существования. Большинство обследованных погребений из могильника оказались пустыми, сама конструкция погребений показывает, что они сооружались по мусульманскому обряду. Характерная каменная насыпь, устойчивая западная, ориентировка погребенных на северо-запад, их положение, отсутствие находок говорит о мусульманском обряде погребения. Это показывает, что здесь хоронили своих умерших казахи. Следует отметить, что погребенные из этих пустых могил могли быть перезахоронены. Обычай перезахоронения покойника у казахов в дореволюционный период был явлением распространенным.

 

Таким образом, в ХVI в. Центральный Казахстан вошел в состав Казахского ханства с единой экономикой и с единым этносом.

 

В ХVIІ в. казахский народ проявил свой героизм в борьбе против джунгарских войск. На территории Центрального Казахстана казахские войска дважды победили джунгарское войско, но эта борьба продлилась еще на двести лет.

 

Весной 1729 г. у озера Балхаш между казахами и калмыками разразилась ожесточенная битва. Это место получило название «Аныракай», потому что существует легенда, что казахская степь в течение нескольких дней оглашалась стонами и плачем врагов. В период войны с джунгарами в один из дней, когда Абылай хан был на охоте, он был захвачен в плен калмыками вблизи Улытау (нынешняя Карагандинская область) и освобождается в 1743 г.

 



Букар жырау

Борьба казахского народа против джунгарского нашествия выдвинула целую плеяду видных политиков, батыров, государственных деятелей. Выходцами из Сары-Арки по праву можно считать Абылай хана, Казыбек би Калдыбекулы, Бухар жырау Калкаманулы.

 

Большую роль в жизни Сары-Арки в период правления Абылая сыграли Казыбек би (1654–1775 гг.) и Бухар жырау (1668–1781 гг.). Казыбек би принимал активное участие в государственном управлении при ханах Тауке, Семеке, Абулмамбете, Абылае. Активно участвовал в вызволении Абылая из джунгарского плена. Каздауысты Казыбек би с приходом к власти Абылай хана активно участвовал в государственых делах. Он являлся главным советником хана и одним из авторитетнейших биев. Имя Бухар жырау известно потомкам как имя выдающегося народного поэта. В своем творчестве Бухар жырау мечтал об объединении трех казахских жузов под началом сильного государства с единым центром. Поэтому он всячески поддерживал Абылай хана как способного претворить эту мечту в жизнь.

 


Литература:

Байпаков К.М. Средневековый Сауран. /Города Туркестана. А., 1999.

Бейсенов А.З., Кожаков Д.А. Средневековые памятники Центрального Казахстана // История и археология Семиречья. А., 2001.

Бернштам А.Н. Проблемы древней истории и этногенеза южного Казахстана. /Известия АН Каз.ССР, №67, серия арх., вып.2, А., 1950.

Броневский С. Б. Записки генерал-майора Броневского о киргиз-кайсаках Средней Орды. /Отечественные записки. СПб., 1830. Ч. 43.

Ермоленко Л.Н. Средневековые каменные изваяния казахстанских степей (типология, семантика в аспекте военной идеологии и традиционного мировоззрения). Новосибирск, 2004. (приложения в соавторстве с Ж.К. Курманкуловым).

Златкин И.Я. История Джунгарского ханства. М., 1983.

История Казахстан. Т.2, Алматы, 1997.

История Казахстана. Алматы, 2001.

Коншин Н. От Павлодара до Каркаралинска. /Памятная книжка Семипалатинской области на 1901 г. Вып. 5. Семипалатинск, 1901.

Кляшторный С.Г., Султанов Т.И. Государства и народы Евразийских степей. Древность и средневековье. СПб., 2000.

Кызласов Л.Р. Памятники поздних кочевников Центрального Казахстана (Из работ Центрально-Казахстанской археологической экспедиции в 1948 году). /ИАН КазССР. Вып. 3. Серия археологии. А., 1951.

Лившиц В.А. О происхождении древнетюркской рунической письменности. / Археологические исследования древнего и средневекового Казахстана. А., 1980.

Маргулан А.Х. Третий сезон археологических работ в Центральном Казахстане. /Известия АНКаз ССР, №10. Серия археологическая. Вып. 3, Алма-Ата, 1951.

Маргулан А.Х. Юрта и ее убранство /Казахское народное прикладное искусство, т. 1., А., 1986.

Маргулан А. X. Каменные изваяния Улытау. /Сочинения в 14 томах. Том 3. А., 2003.

Материалы по истории казахских ханств 15-18 вв. А., 1969.

Муканов М. С. Этническая территория казахов в 18-начале 20 вв. А., 1991.

Никитин В. Памятники древности Каркаралинского уезда. /Записки И. Русского Археологического Общества. СПб., 1896. Т. 8. Вып. 1-2.

Никитин В. Кызыл-Кенчский дворец. «Семипалатинские областные ведомости». 1898, № 6. Часть неофициальная.

Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 2., М.-Л., 1941.

Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Т. 1, Спб., 1884.

Чеканинский И.А. Развалины Кзыл - Кенш в Каркаралинской округе Казахской АССР. /Записки Семипалатинского Отдела Общества изучения Казахстана. Семипалатинск, 1929., Т. 1.

Чермак Л.К. Кзыл-Кенч. (Киргизская легенда). /Записки И. Русского Географического общества. Отделение этнографии. СПб., 1909., Т. 34.

 


 

ДРЕВНИЕ ПАМЯТНИКИ САРЫАРКИ (СРЕДНЕВЕКОВЬЕ)

 

          Начало средневековой эпохи ознаменовалось выходом тюркских народов на общеисторическую арену. В VI веке создается огромная степная империя — Тюркский кага­нат, разделившийся затем на два крыла: Западно-Тюрк­ский и Восточно-Тюркский. Западный Тюркский каганат, управляемый домом Истеми (Естемес) кагана, объ­единял земли от Восточного Туркестана на востоке до Черного моря на западе. На территории Казахстана рас­полагались основные владения этих правителей.

      С этого времени на огромной территории от Алтая, Хакасии на востоке до Дуная на западе по степным просторам Евразии широко расселяются тюркоязычные этносы, создавшие степные империи VIIIXII ве­ков, — тюргеши, карлуки, кыргызы, кимаки-кыпчаки, команы-половцы, огузы, хазары, булгары.

         Дешт-и-Кыпчак, кыпчакская степь — так называет­ся территория Казахстана в средневековых арабо-персоязычных источниках.

        В XIII веке появляется огромная евразийская дер­жава Алтын Орда (Золотая Орда), созданная потомка­ми легендарного Темуджина (Чингисхана), основ­ную массу населения которой составляют кыпчаки и другие тюркоязычные племена.

        В дальнейшем на восточной части этой империи обособляется государство Ак Орда (Белая Орда) — предтеча Сарыаркинского Узбекского улуса, от ко­торого в 60-х годах XV века отделяется Казахское ханство. Если образованием Казахского ханства было начато разде­ление одного улуса на казахов и узбеков, то дальнейшее его укрепление закрепило этот процесс. Султаны Керей и Жанибек, став первыми ханами казахов, сначала занимали сравнительно небольшую территорию. Расширение территории шло в ногу с теми политически­ми событиями, в рамках которых осуществилось завоевание узбеками Средней Азии. В конце XV века узбекская конница из Сарыарки и северного Туркестана обрушилась на тимуридский Мавреннахр. Со­противление местных правителей, основательно потерявших силу и дух своего великого предка, было быстро сломлено, и в начале XVI века завоевание переросло в переселение. Так узбеки стали жителями Мавреннахра, а их значительная часть, оставшаяся на месте, вошла в со­став Казахского ханства. Очень трудной и длительной была борьба ка­захских ханов за дальнейшее расширение территории ханства, особен­но за присырдарьинские города и этот регион в целом.

        В Центральном Казахстане известны многочисленные памятники эпохи средневековья. Это поминальные оградки, каменные изваяния и балбалы, погребения воинов, захороненных с верховым конем, ору­жием, монументальные архитектурные сооружения и городища.

        Неотделимой составной частью степного ландшафта стали камен­ные изваяния древнетюркского и кыпчакского времени. Лица, изоб­раженные на них, не повторяли друг друга. В камне мог быть высе­чен лик сурового воина, молодого безусого юнца или женщины. Уче­ные считают, что изваяния имели портретные сходства с конкретны­ми людьми, в честь которых они и ставились. В Карагандинской области особенно много таких изваяний в районах гор Каркаралы, Кызыларай и Улытау.

        Многочисленные городища огузов и кыпчаков открыты археологами в Улытауском регионе — Баскамыр, Аяккамыр, Хан-Ордасы, Шоткара, Алашахан, Айбас-Дарасы, Ногербек-Дарасы и целый ряд других. Часть из них относится к VIIIXI векам, другая часть существовала в эпоху Золотой Орды и датируется XIIIXIV веками, также ряд городищ отно­сится к эпохе Казахского ханства (XVXVII века).

        Средневековые городища Центрального Казахстана свидетельству­ют о развитии оседлой культуры и поливного земледелия. С ростом городской культуры развиваются ремесла и торговля, распространяют­ся предметы художественной культуры, хорошо сохранившиеся в быту казахов.

        В начальный период Алтын Орды Улытау становится центром улу­са Жошыхана (Джучи), одного из сыновей Чингисхана. На его могиле некоторое время спустя его потомки — правители Алтын Орды — возве­ли в его честь мазар, сохранившийся до наших дней.

        Священное значение Улытау сохранялось и в эпоху Казахского хан­ства. Подобно древним грекам, считавшим честью для каждого увидеть золотую статую Зевса, казахи спрашивали друг друга при знакомстве. "Был ли ты на горе Улытау, видел ли ты птицу улар?".

        В XIV веке был воздвигнут мазар над могилой Алаша хана, одно­го из основателей союза тюркских племен в степях Казахстана. По одной из версий Алаша хан жил в VIIVIII веках. В казахских леген­дах он считается прародителем всех казахских ханов и основателем государства.

        На одной из вершин гор Улытау покоится прах великого полковод­ца, эмира Золотой Орды Едыге, имя которого упоминается в героических сказаниях народов Алтая, Урала, Северного Кавказа, Крыма, Сред­ней Азии. На каменной плите горы Алтыншокы оставил память о сво­ем пребывании в   Улытау всемогущий Тамерлан.

        С именем Улытау связаны биографии и таких исторических лично­стей, как Кетбуга, Керей, Жанибек, Касым, Тауке, Барак, Кучум, Абылай, Абулхаир, Акжол би, Казыбек би, и многих других.

        Особой разновидностью древних памятников Центрального Казахстана являются многочисленные наскальные изображения — петрогли­фы, которые выбивались на скалах и валунах в эпохи бронзы, раннего железа, средневековья. В Карагандинской области их находят практи­чески везде, но особые их скопления открыты в урочищах Кестелитас, Теректы, Желтау, Байконыр.

        В эпоху Казахского ханства, столицей которого являлся город Тур­кестан, Центральный Казахстан был одним из стратегически важных регионов государства. Среди караванных путей особо выделились два. функционирующих еще с древности.

        Сарысуская дорога (Сарысу жолы) пролегала по западу региона. Трасса начиналась от основной магистрали Шелкового пути на юге, через Туркестан доходила до Улытау и, разветвляясь, шла далее на север — на Урал и Поволжье. На берегу Сарысу находится знаме­нитый Тамгалытас (Тацбалытас) с многочисленными родовыми там­гами казахов, неоднократно здесь казахскими родами проводились важные встречи и советы.

        Каркаралинская (Каркаралы жолы) дорога функционировала на во­стоке. На юг она уходила через Хантау и Шу, а на севере вела в кимакское Прииртышье и далее в Западную Сибирь. Каркаралинскую дорогу называли еще и Ханской дорогой (Хан жолы).

        Среди многочисленных архитектурных сооружений эпохи Ка­захского ханства выделяется ламаистский храм или Кызылкентский дворец (Қыз Әулие, Қызылкеніш сарайы), построенный в XVII веке ойратскими удельными князьями, поддерживавшими с казахами дружественные отношения.

 

 Литература: 

  Средневековье // Сарыарқаның көне ескерткіштері = Древние памятники Сарыарки = Ancient monuments of Saryarka : фотоальбом / құраст. О.Таланова, А. Бейсенов. – Қарағанды, 2007. – С. 113-123.