КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Караганда глазами карагандинских художников

 

Художники Караганды и Карагандинской области

Художники Карлага

 

 

Город — это история, символ, деловые будни, чудесное зрелище, художественное творение

 

Город Караганда обязан своим рождением залежам каменного угля, находящимся в недрах Центрального Казахстана. Статус города Караганда получила в феврале 1934 года.

 

Первооткрывателем Карагандинского угольного месторождения был пастух Аппак Байжанов, который в 1833 году нашёл куски каменного угля в урочище Караганды (в 25 километрах южнее реки Нуры) на территории, служившей в то время местом летней кочёвки баев Иглика и Жумана. Этот исторический момент отражён в картине Петра Кузьмича Антоненко «Воспоминание. Аппак Байжанов» (1981): широка бесконечная степь, колышется ковыль, низкие облака несутся по такому же бескрайнему, как степь, небу. Молодой наездник-казах, как драгоценность, держит в ладонях кусок угля. Женщина-казашка, стоящая у стремени, с таким волнением и ожиданием смотрит на невиданный камень, что невольно возникает ощущение: должно произойти чудо, которое осветит и преобразит этот древний край. Тема зарождения Караганды своеобразно преломляется и в работе «Аппак Байжанов» (1982) Сейтмахана Калмаханова, повествующей в романтическом тоне о чудесной находке пастуха, положившей начало угольному бассейну.

 

Художники Караганды развивают лучшие традиции мирового и отечественного искусства в толковании темы города. История города находит свое воплощение в различных жанрах изобразительного творчества, поэтому характерно обращение карагандинских художников к темам труда, индустрии, повествованию о созидательной деятельности человека. Живописные и графические серии

Караганде посвятили: Г.Г. Гилевский «Старая Караганда», С.Ф. Шкурацкий «История Карагандинского угольного бассейна», В.А. Цимбалкж «Караганда — мой город», В.Н. Малькевич «Индустриальные ритмы», Р.А. Граббе «50 лет Караганде» (декупаж), С.Д. Щеголихин «70 лет Караганде» и другие.

 

Большинство художников обращаются к жанру городского и индустриального пейзажа. При этом цель подлинного мастера — не просто запечатлеть, а отразить взаимодействие между миром окружающей среды и миром человеческих чувств и переживаний. Городской и индустриальный пейзаж превращается в своего рода «исторический», так как в его развитии непосредственно и опосредованно отражаются время, его конкретные черты, «биография» города. Система «время-человек-город» присутствует во всех пейзажах. Поочередно доминируют или один, или два компонента, создавая отличный от предшествующего образ города, но не статичный, а развивающийся во времени и пространстве.

 

Одними из первых к теме Караганды обратились репрессированные художники КарЛАГа. Караганда «лагерная», жестокая и страшная, убогая и печальная — сюжет для пейзажных композиций В.А. Эйферта, акварельных листов А.В. Фонвизина, Л.Э. Гамбургера (40-е годы).

 

Образ старой Караганды воспроизводит Гелярий Грацианович Гилевский, более 50 лет проживший в Караганде и отдавший ей пыл своей души. Г.Г. Гилевский создал свыше ста работ — своеобразную художественную летопись родного города с полуземлянками, мазанками, пришахтными поселками, терриконами, с реально существующими уголками. Именно они, хранящие следы прошлого уголки, вдохновляли художника. Ведь город жив, пока мы его помним: «Окраина старой Караганды», «На древней земле», «Старая Караганда», «В старой Караганде», «Среди терриконов». Панорамность, жестковатый рисунок, контрастность цветовых отношений, внутренняя динамика и энергия наполняют пейзажи Г.Г. Гилевского—художественную память о прошлом города, своего рода документы эпохи.

 

Старую Караганду пишут Ю.Г. Шабанин, ученик Г.Г. Гилевского, - «Осень. Память о старой Караганде», «Уголок старой Караганды» (70-е годы); П.К. Антоненко («Старая Караганда», «Старый город» 1955-1957); П.И. Реченский («Старый город»); А.Ф. Сизинцев («Старый город», 1966); М.М. Абылкасов («В старом городе», «Район старого города»).

 

50-е годы — начало большого строительства; характерный, четкий, налаженный ритм жизни города. Широкое развитие получает городской и индустриальный пейзаж. Художники размышляют о неизбежности обновления тесного старого города в город больших улиц и проспектов. Городские пейзажи начала 50-60-х годов пронизаны оптимизмом и радостью созидания.

 

Рождается Большая Караганда, осуществляется застройка Нового города. Удачно найденная гамма теплых тонов в окраске зданий придает большую целостность архитектурному облику, выгодно отличающему новый город от старого. Караганда Новая теснит мазанки, одноэтажные поселки основателей промышленной Караганды 30-40-х годов. По карагандинским пейзажам можно проследить, как постепенно рос, менял свой облик, преображался наш город: В.И. Крылов «Караганда строится», «Караганда. Бульвар Мира» (1956, 1958), П.К. Антоненко «Караганда» (1958), «Караганда строится» (1961-1964). В работах художников вырисовывается силуэт города, его основные улицы: П.К. Антоненко «Солнечный день. Улица Чкалова» (1956), «Караганда. Проспект Ленина» (1962), «Улица Силовая» (1964).

 

Интерес к повседневной жизни города становится лейтмотивом произведений художников второй половины 60-начала 70-х годов. Объектами внимания живописцев становятся уютные кварталы невысоких жилых домов, городские будни. Современность живет в самом мироощущении живописцев этих лет, которые обновили традиционные сюжеты. Повседневность, будничность, простота мотива возведены в степень социального и эстетического кредо. Ощущение времени передается самой атмосферой жизни, ненавязчиво и несколькими деталями. Городские пейзажи П.К. Антоненко «Зима. Караганда», «Улица Лободы», «Уголок Караганды», «Сухой день в Караганде», «Улица Ленина», «Весна. Улица Аманжолова», «Советский проспект» (1964-1969), П.С. Андриюка, много писавшего родной город, — «Улица Аманжолова. Солнечный день», «Караганда. 60-е годы. 32 квартал»; А.Ф. Сизинцева «Утро Караганды», «Вечерняя Караганда», «Зима в Караганде», «Зимняя Караганда» (1964-1969) отличаются достоверностью, выбором характерных мест, передают впечатления от натуры и настроение.

 

В работах С.Ф. Шкурацкого, выполненных в смешанной технике и акварели, Караганда предстает как красивое творение, наполненное эмоциональным состоянием живущего в нем человека: «Дворец культуры горняков», «Площадь Ю. Гагарина», «Летний театр зимой», «Проспект Советский», «Берег озера в парке». Художник остался верным городу, в котором жил и работал. Виды Караганды в работах названных художников написаны в лучших традициях реалистического искусства.

 

Вместе с тем 60-80-е годы — вершина шахтерского подвига карагандинцев. Образ Караганды как шахтерского сердца Сарыарки — самостоятельная линия, акцентирующая различные варианты отображения шахтерского края. Шахтерские работы известных мастеров В.В. Шамшина «Шахта Майкудукская», В.П. Шульги «Шахта № 38», а также талантливых самодеятельных живописцев П.Косарева «Шахта № 37», И.Я. Зинькова «Шахта Кировская», «Шахта Стахановская», созданные в 70-е годы, по праву вошли в летописный фонд Музея изобразительного искусства нашего города.

 

Шахтерская тема в жанре пейзажа стала главной для живописцев и графиков разных поколений. Трудно назвать того, кто хотя бы единожды не обратился к ней: Р.Е. Есиркеев «Шахта 1/2 Тентекская», П.Г. Лысенко «Новая шахта», В.В. Ким «Шахта им. И.А. Костенко», М.М. Абылкасов «Новая шахта», Е.С. Айтуаров «Город шахтеров», Ю.В. Камелин «Пейзаж с коврами», А.П. Плотников «Шахтный район», К.Р. Есиркеев «Новая шахта», «Шахта Карагандинская», А.И. Сыров «Вертикали Караганды», А.Ф.Сизинцев, Л.Н.Фролов, Л.П.Смирнова, Э.А. Селезнева и другие.

 

Значительное место шахтерская тема занимает в творчестве С.М.Саносяна. Пример тому — «Уголь и город», «Шахтерский поселок», «Шахта 1-я Вертикальная», «Шахта им. С.М.Кирова», «Вид на шахту им. 50-летия Октября» (70-80-е годы). А.Ф.Сизинцев по дарованию своему прирожденный пейзажист. Тема города, ставшего ему родным, сквозная в его творчестве. В 60-70-х годах он создает ряд произведений, посвященных Караганде: «Старый город», «Новая шахта», «Караганда. Шахты», «Шахта Казахстанская». Даже индустриальные мотивы отличают мягкость и открытость чувства; конкретные и непосредственные зрительные впечатления он преобразует в обобщенный образ.

 

Промышленное развитие Центрального Казахстана оказало решающее воздействие на формирование «сурового» стиля в творчестве художников. В поле зрения живописцев вошли не только шахты, но и заводы, фабрики, рудники, Казахстанская Магнитка, канал Иртыш-Караганда. В многочисленных композициях проявился гражданский пафос художников, запечатлевших в выразительных образах громадный размах карагандинской индустрии. Индустриальная тема становится одной из основных в творчестве мастеров старшего и среднего поколения — С.М.Саносяна, В.И.Крылова, М.С.Подлесных; к ней так или иначе обращались П.С.Андрикж, П.К.Антоненко, А.Ф.Сизинцев,  К.Р.Есиркеев, М.С.Байтенов и другие.

 

Одно из ведущих мест в этом плане по праву принадлежит С.М.Саносяну, известному автору монументальных индустриальных пейзажей, созданных во 2-й половине 70-80-х годов. Так, индустриальный гигант — Карагандинский металлургический комбинат стал значительной частью творческой судьбы живописца. Картины «Магнитка. 1-я домна», «Магнитка. 4-я домна», «Домна 9-й пятилетки», «Красная домна», «Ритмы Магнитки», «Казахстанская Магнитка» — это поистине гимн современной индустрии. Этапными стали для художника картины «Топарская ГРЭС», «Канал Иртыш-Караганда» — обобщенный образ, возвеличивающий человека-созидателя. Каждая картина строится целостно, эпично и полнокровно. Конструктивность, подчеркнутая ритмичность, контрастность цветовых сочетаний выражают метафоричность авторского замысла.

 

Своеобычны индустриальные полотна К.Р.Есиркеева. Этому художнику присущи графичность, сдержанный колорит, отвечающие духу современности, подчеркивающие характер самого изображения.

 

В 70-80-е годы разнообразнее становится городской пейзаж. В работах мастеров находят отражение произошедшие в городе перемены. Возникает интерес к изображению архитектуры города, зданий, уникальных и выразительных: П.К.Антоненко «Гостиница «Чайка», «Магазин «Юбилейный»; П.С.Андриюк «Проспект Нуркена Абдирова строится»; Г.Г.Гилевский «Проспект Нуркена Абдирова». Появляется попытка создать образ горожанина, современника художника, участника великих преобразований. В произведениях единение человека, города и природы возникает в гармонии красок; человек привычно и удобно чувствует себя в городской среде. Художники находят живописное воплощение в равноправном содружестве природы, города и человека.

 

В 70-е годы усиливается лиропоэтическое начало в творчестве карагандинских живописцев. Это, может быть, ностальгия, щемящее чувство невозвратимости уходящего. Лирически воспринимаются работы С.М.Саносяна «Заброшенная калитка», С.К.Калмаханова «Окраина Караганды. Дударай», М.М.Абылкасова «Окраина», отображающие незатейливые, скромные эпизоды. Мотивы старых уголков родной Караганды, тихих и милых сердцу, звучат в картинах-вариациях на тему «Сумерки. Дворик детства» Л.П.Смирновой, изысканных по цвету, утонченных, эмоциональных.

 

Поэзию родного города передают Ю.В.Камелин, М.К.Джунусов. Основная черта их произведений — современность, пейзаж — источник творческого вдохновения. У Ю.Камелина, более 30 лет прожившего в Караганде, свое видение города, своя цветопластика. Для него каждая работа идет от чувства, именно оно должно определить тему картины и процесс творчества. Он пишет город в различное время года, суток, стремится передать состояние природы. В картинах «Весна в городе», «Апрель. Карагандинская улочка», «Утро. Карагандинский пейзаж», «Январский день», «Март. Караганда» (80-е годы) восхищают легкость кисти, свежесть и красота красок. Своеобразно запечатлена Караганда живописцем М.Джунусовым. В его полотнах город «очеловечивается»; в городских пейзажах много теплоты, непосредственности, проявляется интерес к ритмам, линиям в природе и городской среде, свету и цвету: «Голубой день», «Город и деревня». Важны для него эмоциональный настрой, поэтическая интонация. Художник любовно вглядывается в цветовые сочетания, акцентируя то, что ему особенно дорого. Веселой, оживленной, праздничной воспринимается Караганда в работах этих живописцев: «Цирк приехал» и «Цирк в Караганде». Будничная сценка становится поводом для повествования о современной жизни города.

 

Панораму Караганды в пространстве и времени разворачивает Е.С.Айтуаров в картине «Сарыарка-Караганда» (1984). Художник вводит в атмосферу промышленного города с пришахтными копрами, обновлёнными проспектами, героикой шахтёрского труда. Декоративность и звучность цвета вызывают воодушевление, ассоциируют действие с буднями и праздниками. Конкретная повседневность обретает образную многозначительность, монументальную обобщённость.

 

Облик родной Караганды и людей, живущих в ней, многолик и разнообразен — радует и тревожит одновременно. Он не лишен противоречий и контрастов, экологических бедствий, поглощающих человека. В творчестве художников прослеживается мысль о необходимости сохранить природу, о разумной бережности и заботливом отношении к земле, к экологии среды. Это беспокойное мироощущение выражено в пейзажах Ю.Камелина «Старый город», «Дорога в Майкудук», «Дорога в Пришахтинск» (70-80-е годы).

 


 

Информация к разделу:

Золотарева Л.Р. История Города в творчестве карагандинских художников. Караганды, 2004.

Международная галерея современных художников: Карганда – Художники и скульптура : http://www.picture-russia.ru/city/16

Союз художников Караганды : http://karart.kz