КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Уйгурский национально-культурный центр

ОТВАЖИЛСЯ СПАСТИ ЧЕЛОВЕКА, ОТВАЖЬСЯ ЗА НЕГО И ОТВЕЧАТЬ

(народная пословица)

 

Уйгуры - древнейший народ центральной Азии, составляющий коренное население Синцьзян - Уйгурского автономного района (КНР). Раньше территория называлась Восточным Туркестаном, которая была завоевана правящей династией Цинн Китая в 1759 году, что явилось поводом для неоднократных восстаний уйгурского народа против китайско-маньчжурских завоеваний. Самым крупным национально-освободительным движением уйгуров -"дунган" - казахов было в 1864-1867 годах. В результате этого движения на территории Восточного Туркестана образовался ряд государств: Иэттишар, Илийский султанат, Дунганское ханство.

 

В 1881 году согласно Петербургскому договору между Россией и Китаем Илийский край передавался Китаю, а часть территории, где жили уйгуры, отходила России. Согласно этому договору жители Илийского края могли переселиться на территорию России. Часть уйгуров - около 100 тысяч человек изъявили желание поселиться в Семиречье. Здесь уйгуры образовали город Жаркент, создали около 90 поселений в Верном. Основная же часть уйгуров переселилась в Илийскую долину в 1881-1883 годах.

 

Перепись зафиксировала в Казахстане проживание 210365 уйгуров, в том числе в Карагандинской области - 686 человек. Карагандинский филиал Республиканского культурного центра уйгуров Казахстана официально зарегистрирован в ноябре 2003 года.

 

Коллектив художественной самодеятельности уйгурского центра на республиканском фестивале

 

Филиал центра стремится сохранить и развить традиции, обычаи, язык, культуру и историю уйгурского народа. Активными членами карагандинского филиала организации являются Раямгуль Бекшина - работник областного финансового управления, Тахир Усманов - начальник нотариальной конторы, Мунира Садыкова, Рахимжан Музафаров, Раиса Джалилова - предприниматели.

 

Наурыз, масленица, сабантуй... - далеко не полный перечень праздников, в которых принимает участие филиал уйгурского национально-культурного центра. Особое внимание уделяется языковой политике. Действуют курсы по изучению родного языка. Филиал оказывает моральную и материальную помощь нуждающимся соотечественникам. Карагандинский филиал "Республиканского культурного центра уйгуров Казахстана" считает своей целью всемерное способствование консолидации казахстанского общества, укрепление межнационального согласия, дружбы и доверия между представителями различных национальностей.

 

Материальная и духовная культура этноса

  • Уйгуры, самоназвание уйгуры. Уйгурский язык входит в юго-восточную группу тюркских языков.

Национальные ремесла

Стремление к прекрасному, эстетическому совершенству отражались в работе древних мастеров, украшавших декоративными элементами колонны, деревянные ворота и двери, ставни домов, покрывавших мозаичной глазурью глиняные сосуды. Народные ювелиры мастерски владели такими приемами, как литье, чеканка, ковка, тиснение, гравировка, накладная и ажурная филигрань. Народное творчество свидетельствует, что их авторы заботились об эстетическом, декоративном качествах предметов домашнего обихода. Возродилось искусство изготовления национальных музыкальных инструментов: дутара, тамбура, ная, сатара, годжака, равапа, сурная, карная, тебельваза, бубен-дапа и других.

 

К древнейшим развитым видам уйгурского прикладного искусства относится художественная обработка металлов: кузнечное ремесло, изготовление посуды, ювелирных украшений, традиционный комплект металлической утвари уйгуров включает различную по назначению посуду: для умывания, лекарственных настоев, чайники, самовары, подносы, умывальные приборы, чаши, мантоварки. Среди них встречаются, как подчеркнуто утилитарные, так и высокохудожественные образцы.

 

Особое место в художественной обработке металлов принадлежит ювелирному искусству. У уйгуров во все времена ювелирные украшения пользовались большой популярностью, причем носили их и мужчины, и женщины. Большого искусства достигли уйгуры в выделке тканых и войлочных ковровых изделий. Уйгурские войлоки и узелковые шерстяные и шелковые ковры славились далеко за пределами Восточного Туркестана, они служили предметом широкого экспорта. На мировом рынке уйгурские ковры ценились наравне с персидскими.

 

Одним из древних видов уйгурского прикладного искусства является вышивка. Она в основном носит характер домашнего производства. В каждом доме женщины умели вышивать и обслуживали нужды своей семьи. Девушки готовили себе приданое к свадьбе, значительную часть которого составляли вышитые изделия.

 

Керамическое производство — традиционный вид уйгурского художественного ремесла.

 

Резьба по дереву как вид декоративного оформления широко использовалась уйгурами при изготовлении традиционной мебели, посуды, детских игрушек.

Кожаные пояса являлись у уйгуров принадлежностью мужского костюма. Пояса богато украшались фигурными серебряными пластинами, покрытыми гравированным, чеканным, филигранным узором, вставками из полудрагоценных камней. В оформлении поясов использовалась полихромная перегородчатая эмаль, позолота.

 

Традиционная одежда

Отмечая отдельные моменты материальной культуры, в частности, традиционную одежду, следует сказать, что она во многом утратила свои черты. Раньше мужской костюм уйгуров Семиречья состоял из длинной широкой распашной рубахи (койнэк) с узким стоячим воротником и широких штанов (тамбал), заправлявшихся в сапоги. Поверх рубахи надевали короткий башмет, на него длинный халат (чапан) с узким стоячим воротником и узкими рукавами. Халат подвязывали поясом из длинного куска хлопчатобумажной ткани (бэлваг). Зимней верхней одеждой служила шуба из овчины (жута). На ноги надевали узкие мягкие сапоги с высокими голенищами (мэсэ), их носили с кожаными галошами, которые снимали при входе в дом. Носили сапоги с подбором (отук). Обувью были поршни (чорук). Головным убором летом — тюбетейка (допа), зимой — суконная шапка (топа), подбитая овечьим мехом, у богатых — мехом выдры, соболя, бобра.

 

Женщины носили длинную широкую рубаху туникообразного покроя с маленьким стоячим воротником, сшитую из хлопчатобумажной ткани, а также широкие, суживающиеся к щиколоткам шаровары. Разрез и застежка на рубахе замужних женщин были спереди, на груди, а у девушек — на плечах. Правая половина груди рубахи замужних женщин украшалась вышивкой. Поверх рубахи дома и на улице носили часто длинную, до колен, безрукавную одежду без застежек (кэмзэл). Выходя на улицу, надевали халат с узкими рукавами (чапан), а поверх него второй — более длинный и просторный (перенджэ), или короткую стеганую кофту. Носили и китайского покроя кофту (хтай-чэкойнек), украшавшую своеобразной аппликацией (мади-хан). Зимой надевали также шубу из овчины. Обувью чаще служили мягкие сапоги с галошами. Головной убор — тюбетейка или платок, зимой — плоская теплая шапка с меховым околышем. Праздничным головным убором у богатыx женщин была парчовая круглая шапочка с острым верхом, собранным в мелкие складочки, укрепленная цветными камнями. Поверх шапки надевали длинный кисейный платок. Женщины не закрывали лица, при виде постороннего человека слегка прикрывались платком.

 

Национальная кухня

Уйгурское кулинарное искусство является своеобразным памятником материальной культуры народа. Оно синтезирует в себе взаимовлияние Запада и Востока, древность и современность, к тому же это великое мастерство, фантазия, красота и гармония вкуса. Блюда уйгурской кухни настолько разнообразны и разновидны, что охватить е, се не представляется возможным.

 

Самым любимым и распространенным блюдом уйгурской кухни является "лагман". Это длинная лапша, приготовленная из тонких нитей теста, растянутых из толсто нарезанных жгутов, подающаяся со специально приготовленным подливом. Каждое блюдо уйгурской кухни имеет свою символику. Это блюдо называют блюдом любви. У уйгуров, в зависимости от времени года, "лагман" делится на 4 вида. Весной подлив для блюда готовится из зеленого лука, ростков джусая, сельдерея и редиса. Летом — из огурцов, стрелок чеснока, джусайника усуна, короткой и длинной фасоли, помидоров, зеленого и красного перца, баклажанов, чеснока, репчатого лука. Осенью — из моркови, кольраби, редьки, репы. Зимой — из сушеных и соленых овощей. Также существуют виды "лагмана", различающиеся способом приготовления лапши в зависимости от толщины, вида муки и т.д.

 

"Манты" в символике блюд называют блюдом джигитов. Их готовят на пару в специальных приспособлениях, состоящих из системы решет, вставленных друг в друга — "каскан", или плоской посудины, сплетенной из камыша "жимбил". Они так же, как и пельмени "чошуря", готовятся из раскатанного теста с начинкой. Разнообразие этого блюда зависит от способа приготовления, теста и компонентов начинки. Манты готовят из пресного, кислого, дрожжевого теста, начинка также бывает разнообразной, это и тыква с мясом, луком, жусай, инжир, клевер, зеленый лук, айва, овощи и т.д.

 

"Чошуря" готовят молодоженам на второй день бракосочетания, как символ — пожелание многодетности и благополучия. "Чошуря" могут подавать как первое, так и второе блюдо.

Часто уйгуры готовят плов. В основном это блюдо гостей. Для большого количества людей плов готовит "Аш-пяз" (повар), специально приглашенный на свадьбу или на поминки. Приготовление плова требует большого мастерства. Готовят плов из риса, мяса, моркови и лука, зачастую заправляя его чесноком или изюмом.

 

"Самса" — одно из наиболее почитаемых древних уйгурских блюд. Настоящее название самсы — самсу. Это пирожки, начиненные фаршем из мяса и лука, тыквы, овощей и фруктов. Готовят самсу в тону или тандыре (конусообразные печи для выпечки хлеба). Это тандырная "самса" в масле, в духовке, в казане. Способы приготовления теста для самсы зависят от того, где она должна готовиться. Например, для тандырной самсы тесто замешивают соленым и крутым, для самсы в казане - рыхлым и слабым, тесто также может быть слоеным или дрожжевым.

 

Наряду с "самсой" нельзя не упомянуть о "поря", "гош нан", "олук нан".

"Поря" своего рода чебуреки, начиненные зеленью, жусаем, клевером, проросшей пшеницей, укропом, капустой, кинзой. Возможна начинка из мелко рубленого мяса с луком.

"Гош нан" — мясной хлеб, пирожки, начиненные мясом и луком, испеченные в казане.

"Олук нан" — паровой хлеб, рулет, приготовленный из моркови, тыквы, жусая, зеленого лука и т.д.

 

Кулинарное искусство уйгуров пользовалось признанием повсюду в Средней Азии. Уйгурские ашханы есть во многих городах и селениях.

 

Национальные обычаи и обряды

Сохраняются традиционные обычаи, обряды, связанные с рождением ребенка, похоронами, свадьбой. Наиболее ярко проявляются эти обычаи в уйгурской свадьбе. У уйгуров не существует платы за невесту — калым, жених лишь несет все расходы по проведению свадебных торжеств. Свадьба сопровождается музыкой, танцами и традиционными народными песнями. Вечером у дома жениха; невесту, прежде чем ввести в дом, трижды обводят вокруг ярко горящего костра.

 

Своеобразны уйгурские обряды, связанные с рождением ребенка.

 

Современные уйгуры исполняют все обряды, связанные с рождением, воспитанием ребенка: рождение, наречение, торжественное укладывание ребенка в колыбель — "бошук-той", сороковины — "кирик суйи", ритуальное обрезание — "суннэт той" и др. Первого ребенка женщина согласно обычаю рожает в доме своих родителей. За 20-30 дней до родов мать молодой идет в дом зятя и просит разрешения — "тилэп елиш" — забрать роженицу к себе. Мать сопровождают родственницы и близкие с подарками. После родов все заботы по уходу за ребенком и роженицей ложатся на плечи матери. Считается, что новорожденный и его мать в течение сорока дней особо подвергаются действию злых сил, и потому их нужно беречь. Вообще все обряды, связанные с материнством и детством, преследуют одну цель, во что бы то ни стало сохранить жизнь ребенку. Доступ к роженице ограничен в течение всего периода. На 12 день происходит имянаречение, для чего приглашаются родственники мужа и мулла. До сорока дней в дом матери приходят женщины с подарками и приготовленными блюдами, своего рода помощь матери в уходе за дочерью. На сороковой день проводится обряд купания ребенка — "кирик суйи". Для этого в одну кастрюлю кладут щепотку соли, адрасман, 1-2 куска сахара рафинада, монеты. Все присутствующие двумя деревянными ложками вливают воду в пустую кастрюлю из емкости с водой. Каждая женщина, участвующая в этом обряде, должна произнести свое пожелание младенцу. В этой воде, немного подогрев ее, ребенка купают, затем впервые стригут волосы и ногти.