КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Еврейский национально-культурный центр

ДА БУДЕТ ЧЕСТЬ БЛИЖНЕГО ТАКЖЕ ДОРОГА ДЛЯ ТЕБЯ, КАК И ТВОЯ СОБСТВЕННАЯ

(народная пословица)

 

В Казахстане проживает более 15000 евреев, в том числе в Карагандинской области - 1500 человек.

 

В 1990 году был создан Карагандинский центр еврейской культуры, а в 1999 году официально зарегистрирована еврейская община Карагандинской области.

 

Работа Еврейской общины имеет программный характер: общеобразовательная программа, благотворительность пожилым и малообеспеченным людям; медицинская помощь, информационная поддержка, выполнение ритуальных услуг и уход за еврейским кладбищем, в перспективе - помощь евреям, находящимся в местах лишения свободы.

 

Культурный центр имеет свой устав и план работы. Цели и задачи центра: развитие национальной культуры, возрождение обычаев еврейского народа, воспитание культуры межнационального общения, сотрудничество с общественными объединениями и центрами, изучение иврита. Кроме еврейских праздников, отражающих традиции и историю еврейского народа "Рош-А-шана", "Суккот", "Ханука", "Пурим" и других, центр принимает участие в событиях происходящих в регионе.

 

В воскресной школы, которой руководит Татьяна Гурова, дети изучают еврейские традиции, культуру, развиваются творчески. На уроках музыки под руководством Елены Бойко дети учат еврейские песни. Педагог-психолог Татьяна Приз учит детей правильно общаться, находить выход из любых создавшихся ситуаций. Занятия проходят в игровой форме. Проводятся конкурсы на лучшие рисунки, поделки, связанные с историей и традицией еврейского народа. Летом дети отдыхают в лагере "Ган Исроэль".

 

Ежегодно воскресная школа отмечает "День Катастрофы и героизма" - в память о 6 миллионах евреев, погибших в результате геноцида во время Второй мировой войны. Еврейская община и общеобразовательный комплекс "Ор-Авнер" непременные участники в чествовании ветеранов второй мировой войны.

 

Постоянным местом сбора стал молодежный клуб "Бэяхад", юноши и девушки здесь отдыхают, веселятся, отмечают еврейские праздники, повышают свой интеллектуальный уровень. Для людей старшего возраста предназначен семейный клуб "Микдаш катан", где можно узнать о жизни и деятельности известных еврейских писателей, деятелей искусства, науки. В самодеятельном театре под руководством доцента КГМА В.Б. Молотова-Лучанского, самодеятельные актеры постигают азы театрального искусства. С успехом прошла на сцене КарГТУ постановка по пьесе Г. Горина "Поминальная молитва". В женском клубе "Пнина" его участницы знакомятся с еврейской кухней, отмечают дни рождения, делятся опытом воспитания детей.

 

Еврейская община входит в состав Федерации еврейских общин СНГ (г. Москва). Молодые люди - члены общины имеют возможность по программе "Таглит" осуществить бесплатную ознакомительную поездку в Израиль.

 

 

 

 

Общественное объединение «Карагандинский Центр Еврейской культуры»

Руководитель: Молотов-Лучанский Вилен Борисович

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом Дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон 87014227214

 

Карагандинский филиал Республиканского Еврейского Благотворительного общественного объединения «Центр забота - Хэсэд Полина»

Руководитель: Кузнецова Валентина Генадьевна

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом Дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

сайт –
www.mitsva.kz.

Материальная и духовная культура этноса

  • ЕВРЕИ, йегудим (самоназвание на иврит), йид или айид (самоназвание на идиш), лицо, принадлежащее еврейскому народу. Этноним еврей через церковно-славянский язык восходит к греч. эбрайос ("еврей"), в свою очередь восходит к ивритскому иври, т.е. "(пришелец) с той стороны". Греч. - ebraios, лат. - hebraeus, русское "иудей" восходит к греч. iudaios от ивритского исхуди. Изначальное название "исхуди" относилось к потомкам четвертого сына Иакова Исхуды, а впоследствии - к жителям Иудейского государства, вне зависимости от их племенной принадлежности. Говорившие на иврите евреи называли себя Исраэль (Израиль). Численность в Казахстане - 6743 чел. (1999 г.)

Иврит — современная модификация древнееврейского языка, сформировавшаяся на базе языка мишнаитского периода. Относится к семитским языкам новой ступени. Официальный язык государства Израиль. В истории иврита выделяются периоды - библейский, послебибленский, талмудический, средневековый, эпохи Хаскали (18 в.) и современности.

 

Верование - в основном исповедуют иудаизм. Это одна из древнейших монотеистических религий, возникла в 1 тыс. до н.э. в Палестине. государственная религия Израиля. Древнееврейский этнос сформировался в течение 2-го тыс. до н.э. на территории Ханаана (современный Израиль) в результате интеграции семитоязычных кочевников-скотоводов (вероятно, иври, или хабиру месопотамских надписей) и земледельцев оазисов Ханаана.

 

Поскольку евреи жили в рассеянии, каждая диаспора имела свою историю. Есть она и у евреев Казахстана. Живут евреи почти во всех нынешних областных центрах. Первый этап заселения начался еще в с открытием Великого Шелкового пути, и длился он до взятия власти большевиками в 1917 г. Евреи были оставлены здесь для упрочения советской власти в качестве партийных, советских и профсоюзных работников. Второй этап продлился до середины 20-х гг. С этого момента до начала 30-х гг. идет третий этап прибытия евреев в Казахстан. Прежде всего, это высылка бундовцев и троцкистов (и самого Л. Троцкого). Кроме того, в эти годы было прислано много специалистов для участия в индустриализации республики. Они участвовали в создании Балхашского, Шымкентского и других промышленных комбинатов, Карагандинских шахт, Туркестано-Сибирской железной дороги. Было много евреев-врачей, педагогов, деятелей искусства. Четвертый этап связан со 2-й мировой войной, когда в Казахстан были эвакуированы тыс. людей, в т.ч. и евреев из России, Украины, Белоруссии, Польши. Многие в конце войны реэвакуировались, но значительная часть осела. И последний, пятый этап - конец 50-х - начало 60-х гг. Тут был космополитизм и буржуазный национализм, знаменитое "Дело врачей". Шельмование по этим статьям, массовые преследования и увольнения евреев на европейской территории. СССР повлекли за собой переселение их в Казахстан. Большое число евреев прибыло в Караганду, ими были укомплектованы целые научно-исследовательские институты. А второй период - освоение целины, на которую приехало много евреев.

 

В Казахстане евреи не создали своей культуры. Они влились в многонациональную культуру республики и оказывали всяческую помощь в ее развитии. Это касается истории, педагогики, медицины, юриспруденции и др. направлений науки, а также литературы, театра, музыки и кино. Среди евреев были руководящие работники, представители финансово-экономической сферы, начальники шахт, строек, крупных предприятий.

 

Национальные обычаи и обряды. К косякам дверей в своих домах испокон веков евреи прикрепляют охраняющую от злых духов мезузу, т.е. пергаментный свиток с двумя отрывками из Второзакония. Важное значение в иудаизме придается обряду омовения верующих в специальном оборудованном бассейне с дождевой и ключевой водой - микве. Только принявший обряд омовения допускается к молитве. Испокон веков соблюдается у евреев обряд обрезания. Согласно еврейскому закону, обрезание (хаттафат дамбрит) сыну совершает отец, хотя может и другой человек, которого называют "мохел". Церемония начинается с приветствия ребенку: "барух ха-ба" ("благословен приходящий "), а заканчивается молитвой за здоровье ребенка, после чего оглашается его имя. Операцию делают дома, в больнице, синагоге. У евреев свадьба проводится пышно и торжественно. Под открытым небом ставится переносной навес - хула. Раввин, обручающий жениха и невесту, читает вслух брачный договор или ксубу. Очень важным для евреев является понятие кашера, т.е. дозволенности или пригодности чего бы то ни было с точки зрения Галахи, т.е. законов и норм, содержащихся в Торе и Талмуде. Кашер распространяется на правомочность человека совершать те или иные юридические или ритуальные действия, на исправность предметов культа — свиток Торы, тфилин, мезузы, диква и т.д. Кашерным может быть и сам человек, если он честный и порядочный, а также его одежда. Но главное, кашерной должна быть еда, в частности, продукты животного происхождения. В Израиле соблюдение кашера обязательно. Святых мест у евреев много. В первую очередь это Иерусалим, Вечный город, в котором, согласно поверью, находится камень, из которого создан мир — Камень основания. Главными святынями Земли Израиля являются Храмова гора и Стена плача, захоронения праотцев — Авраама, Исаака, Иакова, а так же патриархов, пророков, мудрецов и праведников.

 

Национальные праздники

Иом Кипур — день искупления грехов, всепрощения и очищения. Накануне выполняется обряд капоройс — приношение в жертву петуха пли курицы. Смысл его в том, чтобы очистить дом свой от скверны и отвратить гнев Божий.

 

Один из самых веселых праздников — Сукот, или праздник Кущей. Он приходится на время сбора урожая, и считается праздником природы.

 

Очень любят евреи Хануку - праздник света и радости. Ту-би-шват, он же Новый год деревьев, День фруктов - праздник природы Израиля, во время которого принято подавать на стол плоды Святой Земли - виноград, инжир, гранаты, финики и т.д. Среди памятных дат: Катастрофа - этим термином обозначается гибель 6 млн. евреев в результате организованного преследования и планомерного уничтожения их нацистами в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945 гг. За пределами Израиля, в Казахстане, в частности, дата эта отмечается 19 апреля в честь начала восстания в Варшавском гетто в 1943 г.