КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Русский национально-культурный центр

НЕПОБЕДИМАЯ НАША СТРАНА ДРУЖБОЙ НАРОДОВ СКРЕПЛЕНА

(народная пословица)

 

На территории Казахстана значительные группы русских появились в XVIII веке. К концу XIX века мх число достигло 539,7 тысяч человек. Уменьшение численности русских отмечено в последнем десятилетии XX века. Ныне в Казахстане проживает 4479620 русских, из них 614416 - в Карагандинской области.

 

В основе отношений Казахстана и России лежат многовековые исторические связи, характеризующиеся богатым внутренним содержанием и разнообразием форм взаимодействия. Сближает страны и демографический фактор. Состав обоих государств отличается полиэтничностью, многоконфессиональностью, что определяет главный вектор их внутренней политики, нацеленный на сохранение и укрепление межнационального согласия. Около миллиона казахов проживает сегодня в России.

 

Как организация соотечественников России, проживающих в Караганде и области, фонд "Согласие" зарегистрирован 14 марта 1996 года. В апреле 1996 года при нем созданы русский культурный центр и русская воскресная школа.

 

Культурный центр строит свою работу на основе тесной связи и контактов с другими национальными культурными центрами. В его работе принимают участие многие профессиональные и самодеятельные творческие коллективы, в составе которых есть певцы и музыканты театра музыкальной комедии, студенты и педагоги музыкального колледжа им. Таттимбета, хор русской песни ДК "Железнодорожников", театр моды Г. Суворовой, Курминский русский народный хор, которому уже более 30 лет, а его бессменный руководитель - Софья Волощук, хор русской песни города Абая.

 

Русский культурный центр проводит активную выставочную деятельность. Так, большой выставкой, знакомящей с современным состоянием русской художественной культуры Караганды, ее историей и истоками, была экспозиция в Центральном Доме художника в Москве "КарЛАГ и поколения". Она была показана в художественном музее города Тулы, в городах Абае и Темиртау.

 

Празднование славянской письменности и культуры, наряду с выступлениями народных коллективов, сопровождается выставкой изобразительного искусства, в которой свои произведения представляли известные художники-профессионалы, среди них - А. Плотников, Л. Смирнова, Л. Устьянцева, Л. Фролов, художники, разрабатывающие русскую или общеславянскую тематику.

 

Хорошо известна деятельность славянских культурных центров в городах Шахтинске, Балхаше, в Бухаржырауском и Нуринском районах.

 

 

Русский культурный центр общественного фонда «Согласие»

Руководитель: Валерий Николаевич Рожков

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон 87772332915

Материальная и духовная культура этноса

  • РУССКИЕ (самоназвание). Это имя принесли с собой варяги (русы-скандинавы) Рюрика, приглашенного на княжение новгородцами. Этноним объединяет две группы населения: народ Древней или Киевской Руси и этнос России.

Традиционным занятием русских является земледелие. Главным направлением было выращивание зерновых (рожь, пшеница, просо, лен). На юге развивалось бахчеводство, огородничество и садоводство. Также имело место животноводство, в основном стойлового содержания. Русские держали крупный рогатый скот, лошадей, овец, а также свиней и птиц (гусей, уток и т.д.). Развита была охота на пушного зверя (белку, соболя, куницу и т.д.), а также т.н. шишкование (сбор кедровых шишек), сбор ягод и грибов. Значительную долю в традиционном хозяйстве составляло рыболовство. Было развито декоративно-прикладное искусство. Предметами художественной обработки были дерево и металл, глина и стекло, кость и рог, ткань и кожа. Были популярны резьба, скульптура, роспись, графика, художественное тканье и плетение, набойка, вышивка и т.д.

 

Популярна была чеканка из золота и серебра, а также деревянная скульптура религиозного содержания. Производство росписной посуды было налажено во многих районах. Особенную известность получили работы новгородских мастеров (хохломская роспись), с характерным травным орнаментом и золотисто-красно-черной гаммой на лакированной поверхности. На Урале бытовали расписные металлические подносы, с пышными, яркими букетами и венками на черном лакированном фоне. Предметом особой гордости мастеров были изделия из благородных металлов: золота, серебра и т.д.

 

Традиционная русская одежда отличалась разнообразием и дифференциацией по регионам проживания. Заметно влияние малых народов России. Вместе с тем существовал некоторый общий стиль. Мужчины носили туникообразные и выкройные рубашки-косоворотки, выпущенные поверх нешироких штанов, с поясом. В качестве верхней одежды использовали кафтаны с клиньями, запахивающиеся на левую сторону (седмяги, зипуны и др.). Купцы и зажиточные крестьяне носили кафтанообразную поддевку со сборами сзади. Поддевка вместе с косовороткой и брюками, заправленными в сапоги, была модной в среде разночинской интеллигенции конце 19 века. В деревне часто носили армяк — длинный халат из самодельного сукна. Зимой в ходу были овчинные полушубки и тулупы, подпоясанные яркими кушаками. Дифференциация на северных и южных костюм была характерна в особенности для женской одежды. Традиционной общерусской была длинная рубаха из белого холста, с особыми вставками на плечах (полики), с воротом в сборку. На северных носили сарафаны (длинные безрукавки), разнообразные по цвету и покрою. Замужние женщины носили кокошник — особый головной убор, украшенный вышивкой, парчой, жемчугом. В будни голову украшал повойник - небольшая шапочка с завязками. Непременным атрибутом были платки - разнообразные по цвету, форме и материи. Южнорусский костюм состоял из длинной холщовой рубахи и т.н. поневы - куска клетчатой шерстяной ткани. Поверх надевался запан - вид передника. Иногда замужние женщины носили сложный головной убор - сороку, имевшую форму рогов. Богатым разнообразием отличались украшения: изящные нашивки, узоры из бисера и жемчуга, золотые и серебряные изделия.

 

В традиционной кухне русских основными продуктами питания были мучные изделия. Выпекались большие, круглые хлебы из кислого теста, в основном, из черной ржаной муки. Выпекались самые разнообразные виды оладий, блинов, лепешек. Хотя был предметом особого культа и почитания. Из круп зерновых варились жидкие похлебки. В Приуралье это были толстые щи из ячневой крупы, на юге - пшеничный кулеш. В конце 19 века появился рис. Повсеместно была распространена кутья - каша из недробленых зерен пшеницы, ячменя, заправленная медом или медовой водой. Из огородных растений популярна капуста - как в свежем, так и в солено-квашеном виде. Также популярен картофель: вареный, жареный, печеный и т.д. Картофель и соленый огурец - блюдо, в значительной степени ставшее символом русской народности. К нему органично добавляются черный хлеб, каша и щи. Но вместе с тем существовала традиция потребления мясных продуктов - в основном свинины, говядины, изредка баранины. Конина в пищу не употреблялась, часто использовалась рыба. Напитками были квас из ржаного хлеба и пиво. Иногда готовили медовуху и взвар из сухих фруктов. Популярны кисели и компоты. Чай появился в 19 в. Его пили из специальной посуды (тогда же появились знаменитые тульские самовары), с сахаром вприкуску.

 

В России до начала 20 века сохранялась календарная обрядность, которая выражалась в массовых гуляньях и развлечениях. В первую очередь это были святки - рождественско-новогодние праздники. Они сопровож­дались шутливыми, веселыми обрядами. Из них наиболее известно колядование - пожелание благополучия, с частушками и речитативом. Колядовщиков одаривали сладостями и подарками. Распространены были в это время гадания - девушки пытались узнать имя суженого и т.д. По улицам ходили ряженые, скоморохи, фокусники, часто с медведем на цепи. Цикл завершался крещением (окроплением святой водой, некоторые купались в проруби) и крестным ходом. Большие крестные ходы свершались по знаменательным датам, в связи с историческими событиями. Весенним праздником была масленица - во многом сохранившая языческие элементы, символизировавшие плодородие. Следующим крупным праздником была Пасха - с куличами, крашеными яйцами, народными забавами. Переход от весны к лету знаменовался Троицей, девушки приносили ветки деревьев и венки из цветов; устраивались молодежные гулянья с разжиганием костров, песнями, обливанием водой и т.д. Ко многим праздникам приурочивались ярмарки.

 

Истоки духовной культуры уходят в глубины устного поэтического творчества. Наиболее древним и популярным жанром этой культуры являются песни. Они имели значительное разнообразие, как по стилю, так и по тематике: колядки, овесенъ или таусень, виноградь, веснянки и многие другие. Также древнейшим является жанр русской народной сказки.