КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Татаро-башкирский национально-культурный центр

ДРУЖБА И БРАТСТВО ДОРОЖЕ БОГАТСТВА

(народная пословица)

 

Как свидетельствует история, казахский и татарский народы общаются друг с другом более 400 лет. Значительное число татар проживало в Казахстане уже в XIX веке - 79758 человек. По данным переписи населения 1999 года в Казахстане проживает 327982 человека, в Карагандинской области - 45811 человек.

 

Башкиры, самоназвание - башкорт. Язык - башкирский, принадлежит к тюркским языкам.

 

По данным переписи населения 1926 года в Казахстане проживало 812 башкир. Сегодня численность казахстанской диаспоры башкир составляет 23225 человек, основная масса которых проживает в Костанайской и Карагандинской областях (в Караганде -5652 человека).

 

В числе первых центров возрождения национальной культуры появился на территории области Карагандинский областной татаро-башкирский национальный культурный центр.

 

История создания областного татаро-башкирского культурного центра началась с апреля 1994 года, когда общественная организация, после регистрации получила свой статус. С первых же дней актив культурного центра уделяет большое внимание укреплению связей с Татарстаном и Башкортостаном. В 1995 году на I Всемирном Курултае башкир, в городе Уфе, было подписано Соглашение в области экономического и культурного сотрудничестве между правительством Башкортостана и главой Карагандинской областной администрации.

 

Художественные коллективы татаро-башкирского центра принимают активное участие во всех национальных и юби-лейных праздниках области. С большим успехом прошел литературно-музыкальный вечер, посвященный 90-летию известного поэта, героя Великой Отечественной войны - Мусы Джалиля.

 

Популярен у жителей ежегодный национальный праздник "Сабантуй", имеющий многовековую историю с языческих времен. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве в области образования между Министерством образования Татарстана и Карагандинским областным департаментом образования в четырех школах Октябрьского района Караганды с 1997 года ведутся занятия по изучению татарского языка как родного. При областном центре работает воскресная школа. Успешно действует хореографический кружок под руководством Руфины Хафизовны Надыровой.

 

Пользуются успехом у зрителей и самодеятельные национальные коллективы, молодежный эстрадный ансамбль "Яшлык" в городе Абае, ансамбли "Муннар" и "Сууюмбике" в Караганде. В театрализованном празднике "Я - сын народа своего", посвященного 10-летию принятия Закона "О языках", областной татаро-башкирский культурный центр представил яркую программу "Посиделки", в которой звучали татарская и башкирская речь, народная музыка и песни.

 

Областной татаро-башкирский культурный центр имеет хорошую материальную базу. В центре отрыто кафе национальной кухни "Сарман". Здесь же действует молодежный центр "Аулак уй", где проводятся тематические вечера, творческие встречи.

 

 

Общественное объединение «Карагандинский областной татаро-башкирский общественный центр «Ихлас»

Руководитель: Керейбаев Анвар Бекмухамедович

Адрес: Карагандинская область, г.Караганда, пр.Шахтеров 64, Дом дружбы

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Телефон 87012452951

 

Общественное объединение Ассоциации «Татар» татаро-башкирский культурный центр «Идел»

Руководитель: Сатретдинова Суфия Замировна

Адрес: Карагандинская область, г. Караганда, пр. Бухар-жырау 50А

Телефон 87003954425

Материальная и духовная культура этноса

Татары

  • ТАТАРЫ - группа тюркоязычных народов (татары Среднего Поволжья и Приуралья, астраханские, сибирские, крымские, литовские и др.), развитие и формирование которых происходило в разных исторических условиях. Татарский язык относится к тюркской группе алтайской семьи языков.

Современный татарский язык относится к кыпчакской подгруппе куманской группы тюркских языков в составе алтайского семейства. Язык татар Поволжья сформировался в результате консолидации различных тюркских компонентов и является наследником древнетюркского языка. В то же время следует признать влияние на него угрофиннских, славянских, арабского и персидского языков. На базе литературного "тюрки" в 15 в. начал складываться старотатарский литературный язык, который служил средством общения казанцев, астраханцев, приокских кыпчаков (мишарей), башкир, сибирских татар, казахов и отчасти кыргызов. В 19 в. происходит формирование современного татарского языка, который вобрал в себя богатства народно-разговорной речи и старотатарского литературного языка.

 

Со времени массового принятия ислама произошел переход на арабскую графику, в начале 20 века она была заменена латиницей, которую сменила кириллица.

 

Верование — ислам суннитского толка. Небольшая часть татар проповедует христианскую религию православного толка. Современных татар некоторые антропологи относят к среднеземноморской расе с небольшими (до 14%) признаками монголоидности. Этноним татар появился в 6-9 вв. среди племен, обитавших к юго-востоку от Байкала. В 13-14 вв. это название было распространено на некоторые народы Золотой Орды. В 16-19 вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраине России. Для некоторых из них имя татар стало самоназванием.

 

Традиционные занятия - земледелие и животноводство. Издавна были развиты разнообразные виды ремесел: косторезное и металлургическое производство, обработка меди, гончарное дело, ювелирное искусство. Ювелирные украшения изготавливали из благородных металлов, в них вставляли драгоценные камни: бирюзу, сердолик, топаз и т.д., использовали кораллы и жемчуг. Булгаро-татарские мастера применяли чеканку и гравировку, литье и чернение, а также скань различной степени сложности. Художественно оформленные праздничные кожаные сапожки, а также повседневные мягкие сапоги без каблуков, имели самый широкий спрос у населения.

Традиционная одежда татар

Повседневным видом мужской одежды татар является рубаха с прямым вырезом в вороте. Рубаху шьют длинной, у людей пожилого возраста и у детей она достигает почти до колен. Изготавливается только из светлых тканей: белых, бело-розовых, сероватых и т.д. Мужские брюки обеспечивают широкий шаг. Штанины делаются широкими, особенно для мужчин пожилого возраста. Верхняя часть брюк относительно короткая и заканчивается тесьмой (резинкой). Поверх рубахи носится камзол - обычно из темного материала с подкладкой. Камзол плотно обхватывает тело до талии, а ниже расширяется и ниспадает складками. Из цветных однотонных тканей принято шить длинную верхнюю мужскую одежду жилэн (джилян). Он надевается на камзол или на казакин. Джилян из гладкой ткани темных цветов называют чикмэн (чикмень). Чикмени шьют также из толстой ткани с отложным воротником. Джилян и чикмень представляют собой татарские варианты распространенной одежды тюрков — чапана. Длинный казакин на вате — бишмэт носили в переходный период от казакина к зимней шубе. Бишмет на меху используют различные меха от овчины до лисьего и корсачьего меха. Все эти виды одежды могут быть подпоясаны кушаком (билбау), который обычно состоит из длинного - до пяти метров куска цветной ткани, концы которой украшены бахромой.

 

Наиболее распространенная одежда татарской женщины - длинное платье, широкое в подоле. Платье отделывается бахромой и кружевами, вышивкой, украшается полуобшлагами. Поверх платья надевают камзол, отличающийся от мужского более разнообразной вышивкой. Воротник, полы, проймы и подол женского камзола обычно обшиты полоской цветной материи, позументом, мехом. Женские камзолы шьют преимущественно без рукавов. Женщины носят также шубы, бишметы, джиляны, которые отличаются от мужского большим изяществом, более тщательной отделкой.

 

Мужским головным убором татаров является тюбетейка. Тюбетейки могут быть сшиты 2 из бархата, вельвета, парчи, шелка и т.д., могут быть расшитыми, разукрашенными, особенно детские тюбетейки. На тюбетейку надеваются все дриеуг виды головных уборов: летняя войлочная шляпа, шапка с меховой опушкой, зимний головной убор с башневидным остовом (колакчын). Повседневным головным убором женщин был платок. При необходимости на платок накидывается шаль. В качестве головного убора раньше татарки использовали также тастар — полотенцеобразное длинное покрывало с богатой вышивкой и кружевами. Специфическим женским головным убором является калфак. Он может иметь форму длинного прямого чулка, к конусообразному закрытому концу которого прикреплена кисть. Поверх платка носят разнообразные шапки. Верх шапки нередко украшают вышивкой или ажурными металлическими элементами, на шапку можно накидывать шаль. Наиболее распространенным видом обуви являлись ичиги (читек), напоминающие кожаные чулки с мягкой подошвой. Мужские ичиги имеют голенища до колен, могут быть с цветными отворотами, их шьют из юфти или сафьяна.

 

Среди других видов татарской традиционной обуви можно указать туфли (башмаки), сапоги, полусапожки, сандали, однотонные и цветные валенки и т.п.

 

Традиционная кухня

В традиционной кухне татаров большое место занимали мука, крупы, картофель. Из разных видов мяса предпочтение отдавалось конине и баранине. На лето было принято готовить вяленое и соленое мясо, в т.ч. птиц, особенно гусей. Важное место занимают блюда с применением молочных продуктов. Применяются несколько видов салатов: салат из помидоров и лука, салат с грибами, салаты из щавеля, крапивы, из листьев одуванчика, из подорожника, картофельные салаты, из сырой моркови и др. Готовят холодные закуски из мяса, рыбы, холодец. В качестве закуски используют также жареное охлажденное мясо и мясо, сваренное в тесте, казылык — один из видов домашней колбасы, который готовят из свежей конины или говядины, карта. Любимое кушанье — вяленая, соленая, а также копченая гусятина. Некоторые закуски подаются в горячем виде. К примеру, калжа — это слегка поджаренный и затем сваренный мясной рулет. Популярны прозрачные бульоны (мясные, рыбные и т.д.). Наиболее распространенным супом является суп (аш) с лапшой. На мясном бульоне готовится суп с клецками (салма), куллама-аш (вареные кусочки мяса с клецками.

 

Распространенное блюдо - бэляш, который в общем виде представляет собой полностью закрытый пирог с начинкой. Из кислого или пресного теста готовится одна из разновидностей пирожка — сумса. Из пресного теста готовят кыстыбый — кушанье из сложенного вдвое тонкого листа теста, катлама — блюдо типа слоеного пирога с мясом, также и пельмени. Из теста пекут разные лепешки, булки, калачи, баурсаки, оладьи, блины и др. Оригинальное блюдо пешкэн каймак (вареная сметана) изготавливается из свежей сметаны путем выпаривания.

 

Кроме чая, готовятся различные компоты, густые фруктовые и молочные кисели, а также ширбат (шербет) — сладкий напиток из различных фруктов и ягод. Из разбухшей крупы изготавливают сладкий напиток буза.

 

Распространенный слабоалкогольный напиток ачы бал (медовуха).

 

Традиционные праздники

У татар немало традиционных праздников, имеющих многовековую традицию. Многие праздники в продолжении столетий исчезли из жизни народа, некоторые были заимствованы у других народов и обросли национальными особенностями. Большинство праздников имеют достаточно определенно установленные сроки проведения: праздник первых цветов в начале марта, Наурыз. В веселые праздники превращались начало и конец сенокоса, завершение уборки урожая. Примерно в конце сентября проводился праздник Сембелэ ("колос, зерно"). В прежние времена у татар существовал традиционный праздник жиын (сбор), который представлял собой праздник встречи друзей и родственников. В настоящее время он слился с другим веселым праздником под названием сабантуй — сабан туе (праздник плуга).

 

На сабантуе проводятся различные состязания: по поднятию тяжести, по лазанию на гладкий столб, по хождению по наклонному шесту, по перетаскиванию воды в ведрах с коромыслами, по бегу в мешках, с завязанными ногами и т.д. Сохранились некоторые обрядовые праздники татар. Один из них Ямгыр тилеу — (Вызывание дождя) проводится в засушливое лето: дети поют веселые частушки, зазывая дождь, затем все друг друга обливают водой.

 

На протяжении веков татарский народ создавал, совершенствовал и сохранил образцы устного народного творчества: сказки, дастаны, поговорки, пословицы, загадки и т.д. Большинство дастанов представляют собой различные варианты древних общетюркских эпосов. Существуют дастаны о народных богатырях ("Алпамша", "Кадыш Мэргэн" и др.), исторические ("Чура батыр", "Идегей" и т.п.); немало дастанов посвящено чувству любви. Среди последних особое место занимает "Юсуф и Зулейха", созданный по мотивам знаменитого произведения Кол Гали. Некоторые отрывки дастанов превратились в самостоятельные исторические песни ("Песня пленницы Суюм-бике", "Трагедия Казани" и т.д.).

 

Башкиры

Традиционная одежда

Башкирский костюм чрезвычайно многообразен и богат.

Мужской костюм включает в себя просторную длинную туникообразную рубаху с отложным воротником и длинными рукавами, штаны из плотной ткани с широким шагом и короткую безрукавку. Праздничные рубахи и пояса украшали вышивкой и аппликацией. При выходе на улицу надевали халат из темной ткани. В торжественной или официальной обстановке надевали шелковые или бархатные халаты, бешметы. Защититься от холода помогали овчинные шубы, полушубки, суконные халаты, суконные чекмени, тулупы. Традиционные мужские головные уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Ценились шапки из выдры, бобра, из лисьих шкурок или лисьих лапок.

Распространенной обувью были валенки и сапоги с мягкими кожаными головками и подошвами с высокими суконными и хромовыми голенищами.

Женская одежда была более разнообразна. Нательной одеждой башкирок были платья и шаровары. Замужние женщины под платьем носили нагрудную повязку. На платье надевали приталенную безрукавку или халаты, обшитую рядами позументов, блях и монет. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, социально-имущественное положение человека. Женские головные уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебряных блях. Молодые невесты носили покрывало кушъяулык, украшая его вышивкой, а подбородную тесьму — монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по-мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки, особенно популярные в северных районах.

Женская обувь – кожаные туфли, сапоги, лапти, обувь с холщовыми голенищами. Нарядно выглядели женские башмаки с цветной строчкой, шерстяными кисточками.

Необходимым атрибутом женского костюмного комплекса имели многочисленные украшения – нагрудники, накосники, серьги, кольца и т.д., которые выполняли защитную функцию.

Ювелирные украшения: перстни, браслеты, серьги, изящные подвески,— выполнялись в технике чекана, штамповки, гравировки, филиграни; металл оживляли вставки из сердолика и бирюзы.

 

Устное народное творчество

Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних башкир на природу, их житейская мудрость, психология, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разнообразен: эпос и сказки, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты и др.

Башкирский эпос, как и эпическое творчество других народов, зарождается в эпоху разложения первобытнообщинного строя и достигает своего совершенства в эпоху феодализма. В начале XX в. были зафиксированы бытовавшие среди башкир крупные произведения с оригинальными сюжетами: «Урал-батыр», «Акбузат», «Заятуляк и Хыухылу», сказания о животных «Кара-юрга» («Вороной иноходец»), «Акхак-кола» («Хромой Саврасый»), «Конгур-буга» («Бурый бык») и др. В то же время у башкир широко распространены сюжеты, встречающиеся в фольклоре других тюркских народов («Алпамыша и Барсынхылу», «Кузыкурпяс и Маянхылу» и другие).

Среди традиционных жанров башкирской народной песни (йыр) выдающееся положение занимает узун-кюй — сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В узун-кюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа.

Башкирские бытовые сказки вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Сказки всегда кончаются возвращением героя на родину и победой.

 

Домашнее хозяйство

Традиционным жилищем башкир до 17–18 вв. была юрта.

Утварь в хозяйстве башкир изготавливалась из различных материалов. Как у многих кочевых или полукочевых народов, широко распространена была посуда из дубленых шкур домашних животных. Среди зауральских башкир сохранились воспоминания о сосудах из верблюжьей кожи. Чаще всего использовали шкуру лошади. Из туловища делали большой сосуд hаба для хранения кумыса, в который вмещалось до 12 ведер. Изготавливали также бурдюки из целой шкуры овцы, козы или теленка. Из кожи выделывали переметные сумки, конскую сбрую, пояса, обувь.

В конце XIX в. стала преобладать посуда, выделанная из разных пород дерева – березы, липы, лиственницы. Из березовых наростов и корней выделывали чаши для еды, ковши, совки, ложки. Делали посуду со вставным дном – высокие кадки, для хранения муки, зерна, узкие сосуды для приготовления кумыса и сбивания масла. В небольших деревянных бочках хранили кислое молоко, бузу.

Были распространены в быту изделия из бересты, луба и коры, а также плетеная утварь.

Для приготовления пищи башкиры использовали чугунные котлы. В XX в. в башкирских семьях стала появляться покупная металлическая, керамическая и стеклянная посуда, чайники, самовары.

Традиционным напитком башкир был и остается кумыс – напиток из кобыльего молока. Кумыс был широко распространен у большинства кочевников-скотоводов Центральной Азии. Получали кумыс в результате процесса брожения кобыльего молока путем сбивания в специальных сосудах. В прошлом кумыс держали в сосудах из долбленой кожи крупных домашних животных. Позднее стала использоваться и деревянная посуда, но ценители кумыса до сих пор предпочитают напиток, хранящийся в кожаных сосудах. Закваской служит оставшийся в сосуде кумыс, или катык. Обильная пена считалась признаком готовности кумыса. Технология изготовления кумыса до наших дней остается неизменной.

 

Национальная кухня

Многие исследователи, путешественники отмечали, что башкиры питаются в основном мясными и молочными продуктами. Из молока делали творог (эремсек), сыр (корот), масло (май), сметану (каймак), топленое масло (hары май), сухой творог бурого цвета (эжегэй), пахтовое масло (ак май), топленое масло с вишней (сейэ май), кислое молоко (катык) и др. Из мяса готовили такие национальные блюда, как бишбармак (из свежей баранины), — куллама (из конины, говядины), hурпа, hалма. Обработанные для хранения мясные блюда известны под названиями казы (конская колбаса), кагит (вяленое мясо), кипкэп ит (сушеное мясо). Башкиры известны в литературе, исторических источниках как народ, занимавшийся в прошлом кочевым скотоводческим хозяйством. Однако с древнейших времен башкирскому народу были известны такие злаковые культуры как пшено, пшеница, ячмень. Каша из пшена, размолотой пшеницы являлась ритуальным блюдом на празднике Воронья каша (Карга буткаhы), на свадебных обрядах из пшеничной муки готовили чак-чак. В народном эпосе, сказках, легендах часто упоминается такое лакомство, как курмас—каленые пшеничные зерна. Способ выпекания маленьких мучных лепешек в золе считается очень древним. Им пользовались первобытные люди. Очень древним блюдом, известным многим тюркским народам, является талкан, для приготовления которого зерна калят, размалывают и смешивают с маслом.