КГУ "Карагандинская областная юношеская библиотека имени Жайыка Бектурова"
00:00:00





Официальный сайт КГУ "ОЮБ имени Ж.Бектурова"
www.uniorlib.kz


Каменный век

Изучение древнейшего периода истории начинается с далекого прошлого человечества, то есть с эпохи становления первобытного общества.

Каменный век Казахстана делится на следующие периоды (культуры):

1. Палеолит

A) Олдувай (древний или нижний палеолит): 2,6 млн. - 700 тыс. л. до н. э.

Б) Ашель: 700 тыс. - 150-120 тыс. л. до н. э.

B) Мустье (средний палеолит): 150-120 тыс. - 35-30 тыс. л. до н. э.

Г) Поздний или верхний палеолит - 40-35 тыс. - 10 тыс. л. до н. э.

2. Мезолит (средний или переходный от палеолита к неолиту период): 10 тыс.-7 тыс. л. до н. э.

3. Неолит (новокаменный век): 7-6 тыс. - 4 тыс.л. до н.э.

 

Особая эпоха, лежащая между каменным веком и эпохой бронзы называется энеолит. Точной границы или хронологической рамки этого периода не определено, она колеблется приблизительно в пределах - 4-3 тыс. - 2 тыс. л. до н. э.

 

Эпоха древнего каменного века - начальное время становления человека и его хозяйства. Общественная организация людей в эпоху палеолита прошла сложный и длительный путь развития. Начальным этапом было первобытное стадо. В это время постепенно вызревают предпосылки нового социального организма - первобытной общины. Только в позднем палеолите сложились зрелые формы первобытной общины, этот качественный скачок, как полагают многие исследователи, совпал с трансформацией неандертальца в человека современного физического типа.

 

Олдувайская культура - это время существования древнейшего человека Homo habilis («человек умелый»). Своей продолжительностью (порядка 2 млн. лет) олдувайская эпоха (культура) превосходит все другие эпохи палеолита, вместе взятые.

 



Коллекция каменного инвентаря 1

Основную часть каменных изделий составляют отщепы, а из орудий характерные для этой культуры, присутствуют чопперы и чоппинги. В английском языке чоппер и чоппинг означают «рубящее орудие», «топор», «секач». Чоппер - это грубое рубящее орудие из куска голыша (речная галька или валун) или толстого отщепа камня, выпуклый или прямой рубящий рабочий край которого оформлен оббивкой лишь с одной поверхности (стороны). Чоппинг - такое же грубое рубящее орудие, но обработанное грубыми снятиями сколов уже с обеих поверхностей (сторон). Отщепами в основном характеризуются категории отходов, полученных при обработке камней, но это, по-видимому, было бы ошибочно по отношению к ним, так как орудия труда и охоты и режущие каменные изделия изготовлены из них. Для оббивки камня, из которого в дальнейшем получали готовые изделия (орудия), использовались отбойники.

 

В олдувайскую эпоху людям еще не был известен огонь.

 

Ашельская культура делится на 3 периода: древний, средний и поздний ашель. В древнеашельских местонахождениях, как и в олдувайских памятниках, встречаются чопперы, чоппинги и т.д. Но здесь появляется и новое, очень характерное орудие - ручное рубило.

 



Кремневый нож

В литературе по палеолиту вместо термина «ручное рубило» часто употребляется «бифас», обозначающий орудие, обработанное с обеих поверхностей (сторон). Но бифас - термин более широкий, чем ручное рубило. Они характерны или встречаются на памятниках среднего, позднего ашеля и для мустье, и служили не для рубки, а для скобления и в качестве наконечников копий. Кроме того, в это время появляется рубящее каменное изделие - кливер. Оно представляет собой, как и рубило, двустороннее оббитое орудие - бифас. В литературах по палеолиту кливеры иногда называют рубилами с поперечным лезвием (рабочим краем), колунами, секачами. Но основную часть каменных артефактов древнего ашеля составляют отщепы, значительная часть которых служила разнообразными режущими, скоблящими, прокалывающими и т.п. орудиями.

 

Люди этой эпохи занимались охотой, собирательством. Практиковались рыбная ловля и собирание морских моллюсков, но огонь уже был известен (возраст древнего ашеля 700-300 тыс. л. до н. э.).

 

В среднем и позднем ашеле (300-150 тыс. л. до н. э.), в каменных коллекциях присутствуют все орудия труда и охоты предыдущих эпох, но появляются и новые признаки прогресса в их изготовлении. Прежде всего, это относится к рубилам, которые становятся более тонкими. Наиболее ярко технический прогресс проявляется в леваллуазской технике обработки камня и в леваллуазских нуклеусах, отщепах и пластинах. В чем заключается смысл леваллуазской техники? Прежде всего, в том, что появляется тщательная предварительная оббивка со всех сторон нуклеуса, перед тем как с него начинали скалывать отщепы и пластины, превращавшиеся затем в орудия.

 

Для древнего палеолита распространение техники леваллуа было крупным техническим переворотом. В среднем и позднем ашеле в каменных коллекциях имеются мелкие орудия - скребла, скребки, сверла и др. - появившиеся еще в предшествующие эпохи. На памятниках этого времени встречаются дубины, копий и т.д.

 

Позднеашельская эпоха сменилась мустьерской, обозначаемой многими исследователями как средний палеолит. Для Казахстана мустье: 150-120 - 40-35 тыс. л. до н. э. Принято считать, что в конце ашеля и при переходе к мустьерской эпохе произошли существенные изменения в физическом строении человека. Архантропы Homo erectus - человек прямоходящий - трансформировались в так называемых палеоантропов или неандертальских людей.

 

При переходе от ашеля к мустье произошли перемены не только в физическом строении человека, но и в его технике, хозяйстве, образе жизни. Леваллуазская техника стала доминировать в ходе изготовления каменных изделий. Долгое время считалось общепризнанным, что в мустьерскую эпоху были только три основных типа каменных орудий: мустьерский остроконечник, мустьерское скребло и обработанное с обеих поверхностей (сторон) маленькое рубильце позднеашельского типа. Однако, многолетние исследования ученых доказали существование в мустье нескольских десятков типов (разновидностей) изделий, среди них: выемчатые и зубчатые орудия, скребки, резцы, проколки и другие.

 

Первобытное охотничье хозяйство достигло в мустье более высокого уровня развития, увеличилось его значение по сравнению с собирательством. Показателем прогресса охотничьего хозяйства являются найденные на памятниках большие скопления костей убитых на охоте животных. А также практиковались охота на птиц и ловля рыб.

 

В мустьерскую эпоху изменился и характер поселений. Люди продолжали, как и прежде, устраивать свои становища на открытом воздухе по берегам рек, но гораздо чаще стали заселять навесы под скалами, гроты и пещеры.

 

Поздний палеолит (40-35 - 10 тыс. лет до н. э.). Это время широкого расселения человека по всем климатическим зонам Земли и формирования рас и расовых групп.

 

Существует непосредственная связь между появлением человека разумного и дальнейшим развитием материальной и духовной культуры человеческого общества эпохи позднего палеолита. Это явление непосредственно связано с прогрессивным развитием общественных отношений, с процессом формирования родовой общины, с возникновением рода как первой специфической формы общественной организации человеческого коллектива. Предполагается, что родовая организация была повсюду матрилинейной и матрилокальной, а женщина занимала главенствующее положение в общине. Материнский род представлял собой экзогамную группу людей, объединенных узами кровного родства между собой и общим происхождением по материнской линии. Высокое положение женщины в общественной жизни определялось также спецификой домашнего общинного хозяйства, ролью женщины в семье как продолжательницы рода. Не случайно в идеологических представлениях древних людей возник культ женщины - родоначальницы и хозяйки очага.

 

Мировоззрение человека эпохи позднего палеолита усложнилось. Получил распространение культ охотничьей магии, в основе которого лежит вера в получение власти над животным через овладение его образом - символом. Полагают, что универсальным орудием магии было появившееся в это время первобытное искусство. Главная его тема - изображение различных животных, резьба и скульптура. Олицетворением плодородия земли, материнства были женские фигуры, вырезанные из кости или мягкого камня.

 



Раскопки. Стоянка Токтаул. Улытауский район

Представление о душе и загробной жизни человека как продолжении земного существования вели к появлению сложных обрядовых церемоний. Тело умершего посыпали красной охрой, его грудь украшали ожерельями из просверленных раковин и клыков хищника, ноги - браслетами из бивней мамонта, одежду расшивали гирляндами бус. Вместе с погребенным клали изделия из кремня и кости.

Мезолит (средний каменный век или переходный этап от палеолита к неолиту) выделяется, прежде всего, высочайшим развитием техники отделения ножевидных пластин, включая получение микропластинок. В это же время получает наибольшее в каменном веке распространение изготовление орудий из ножевидных пластинок. Широко употребляется производство различных микролитов, в том числе орудий геометрических форм - сегментов, трапеций, треугольников, прямоугольников, параллелограммов. Развивается микрорезцовая техника, применявшаяся для изготовления микролитов. Широко распространяется изготовление рубящих орудий - топоров, тесел, долот, макролитических специализированных орудий - мотыг и кайл. В ряде мезолитических культур появляется техника шлифовки каменных орудий, а также техника сверления и пиления.

 

Более разнообразной по сравнению с палеолитом становится костяная индустрия. В стоянках мезолитического времени встречаются разнообразные костяные и роговые гарпуны, наконечники стрел и копий, кинжалы, ножи, топоры и тесла, муфты для них и т. д. Ряд форм этих орудий был изобретен только в мезолите.

 

Происходят изменения в характере искусства. Менее распространены наскальные росписи, столь характерные для позднего палеолита. Искусство приобретает схематизированный характер. Широко развиваются геометрические узоры. Основными элементами орнамента являются линии, точки, штрихи, елочки, зигзаги, сетки и т.д. Очень часто для нанесения орнамента используется техника прорезания и сверления, распространена мелкая пластика, состоящая из зооморфных и антропоморфных изображений.

 

Меняются и жилища, и сами поселения по сравнению с позднепалеолитическими. Большинство мезолитических поселений временные, чаще всего это сезонные стоянки с тонким культурным слоем, бедные находками. Крупные поселения встречаются крайне редко. Остатки жилищ, найденные при раскопках, как правило, представлены временными шалашевидными постройками, жилища типа позднепалеолитических землянок или полуземлянок встречаются только в северных, холодных регионах.

 

Таковы особенности мезолитической материальной культуры. Она характеризуется как развитием и видоизменением некоторых палеолитических технических и технологических приемов, так и появлением новых, изобретенных в мезолите форм орудий и способов их изготовления.

 

Основой экономики, как и в позднепалеолитическое время, остается охота (в этом есть несомненная преемственность с предшествующим временем). Однако ее характер резко меняется, прежде всего, потому, что меняется по сравнению с поздним палеолитом способ адаптации человека к изменившейся природной среде. Лук, изобретенный еще в позднем палеолите, утверждается в качестве основного охотничьего вооружения. Разнообразны формы вкладышевого охотничьего вооружения, почти неизвестные в позднем палеолите. Объекты охоты в мезолите зависят от экологической ниши, в которой размещалось население той или иной мезолитической культуры. Загонная охота, столь распространенная в палеолите, сохраняется, можно сказать, только в эпизодической форме. Возникают новые, специфические формы охоты, как, например, специальная охота на птицу в позднем мезолите. Такое развитие различных форм охотничьего хозяйства незнакомо палеолитическому человеку. Оно предполагает расцвет присваивающего хозяйства, что, в свою очередь привело, в конце концов, к созданию предпосылок получения избыточного продукта, характерного для неолита, уже на этом уровне развития экономики.

 

Именно в мезолите целенаправленным, а не эпизодическим, становится рыболовство, что подтверждается изобретением лодок, сетей, верш и т. д. Возможно, в мезолите получают начало и некоторые формы доместикации животных, во всяком случае, уже распространены домашние собаки. Усложняется собирательство, получая при этом в зависимости от экологической ниши обитания той или иной культуры своеобразный характер.

 

Таким образом, и в экономическом аспекте мезолит отличается от позднего палеолита как способами и приемами охоты, так и появлением и началом развития новых отраслей хозяйства.

 

Начало неолитического периода падает приблизительно на вторую половину VII тыс. и начало VI тыс. до н.э. Это время расцвета техники в обработке камня. Происходит специализация в производстве орудий труда. Наряду с совершенствованием техники отжимной ретуши развивались новые технологические приемы обработки камня: шлифование, сверление, пиление. Стали изготовляться каменные топоры, мотыги, зернотерки, ступки, песты. Из нефрита, яшмы, серпентинита и других пород камня делались украшения - браслеты, подвески.

 

Важнейшей чертой эпохи неолита является зарождение скотоводства и земледелия, составляющих основу производящего хозяйства, пришедшего на смену присвоению готовых продуктов природы - собирательству и охоте. Возникновение новых видов хозяйства имело огромное значение для развития человеческого общества, расширило область трудовой деятельности человека и в то же время качественно изменило ее характер. Вся дальнейшая многотысячелетняя история экономической деятельности человека есть в значительной степени история развития, совершенствования двух этих видов хозяйств.

 

Уровень развития производительных сил, достигнутый первобытным населением в эпоху неолита, обусловил появление и других культурно-бытовых новшеств. У древнего населения Казахстана возникают зачатки горного дела. Получают развитие гончарство, ткачество.

 

В социальном отношении эпоха неолита была временем родовых общин, где господствовали коллективный труд и общая собственность на средства производства. Вместе с тем это было время более высокого развития форм организации общества: образования племен или племенных объединений. Племена состояли из нескольких (большего или меньшего числа) родовых общин, объединенных кровнородственными узами и однородным характером хозяйства.

 



Стоянка каменного века Дермен

Именно в эпоху неолита была создана та база, на которой в дальнейшем возникли культуры качественно нового уровня - развитые общества эпохи бронзы.

 

В неолите широко распространяются на территории Казахстана родниковые стоянки, так как пустынные и полупустынные зоны бедны речной сетью. Стоянки у родников - это чаще всего временные, сезонные местопребывания бродячих охотников.

 

К неолитическому времени на территории области относится стоянка Тегисжол на р. Нуре. Здесь, на склоне левого берега реки были собраны предметы из кремня и яшмы – скребки, ножевидные пластины-вкладыши, скобели, нуклеусы, наконечники стрел. Все находки залегали прямо на поверхности. Вероятно, стоянка Тегисжол – временное стойбище подвижных охотников. Небольшие группы охотничьих племен неолита охотились, преимущественно, на диких копытных – сайгу, кулана, джейрана, дикую лошадь и осла. Следуя за мигрирующими стадами этих животных, охотники устраивали временные лагеря в местах успешной охоты.

 

Одна из особенностей неолитических памятников пустынно-степного Казахстана в том, что большая их часть - стоянки открытого типа.

 

На всех стоянках найдены каменные орудия из местных материалов: наконечники стрел и копий, топоры, долота, ножи, скребки. Имела место дифференциация в подборе породы камня для изготовления определенных орудий. Разнообразие сырья способствовало развитию разных технических приемов его обработки и их совершенствованию. Неолитические памятники Казахстана образуют несколько территориальных групп, возможно, соответствующих районам обитания родственных племен, близких друг к другу по культуре.

 

В литературе коренные изменения в хозяйстве первобытных племен получили название «неолитической революции». Переход к производству пищи, сознательному выращиванию съедобных растений, особенно злаковых, к приручению, разведению и отбору животных явилось экономической революцией, величайшей в истории человечества после того, как человек овладел искусством добывать огонь. Она открыла возможность прибегать к более богатому и надежному источнику пищи, который находился под собственным контролем человека, предоставляя ему почти беспредельные возможности и требуя от него взамен лишь приложения его сил.

 

Не одинаковы были уровни развития неолитических племен в разных ареалах культур этой эпохи. Следует знать, что в хозяйстве неолитического общества степного региона еще не происходило особых изменений - здесь по-прежнему охота и рыболовство были основными источниками пищи. Очевидно, континентальность климата не благоприятствовала росту численности населения и, естественных ресурсов (то есть «готовых источников» пищи) было вполне достаточно для удовлетворения нужд населения.

 

Энеолит (4-3 тыс. до н.э.) – эпоха начального освоения металлов. Он знаменует начало перехода от техники каменного века к металлургии. В энеолите начинается использование меди, золота, свинца, а кое-где мастера ковали метеоритное железо. На территории Казахстана в эту эпоху начинает распространяться скотоводство. Самыми древними видами скота, кости которых найдены на энеолитических стоянках в Приишимье и в Тургае, были овца, коза, лошадь и корова. Интересно, что на стоянке Дермен тоже найдены кости лошади, крупного быка и сайги. Но по тем немногочисленным остаткам, которые имеются в распоряжении исследователей, невозможно установить, принадлежали ли эти кости домашним или диким лошадям и коровам.

 

Одним из давно известных памятников является стоянка Зеленая Балка 4 у с. Доскей. Раскопки на ней проводились еще в 60-е гг. XX века. Из культурного слоя этой стоянки археолог М.Н. Клапчук получил обильный археологический материал - более 1500 изделий из камня. В коллекции стоянки Зеленая Балка 4 – 17 наконечников дротиков, 25 наконечников стрел, 755 ножевидных пластин, 267 каменных скребков, 21 мотыга и другие изделия из камня. Вместе с ними были найдены фрагменты керамики и кости животных. Стоянка Зеленая Балка 4 относится к эпохе энеолита – заключительной стадии каменного века, когда человек начинает осваивать первые металлы. Находки в слое стоянки костей таких животных как бык, лошадь, овца, вероятно, свидетельствуют о начальной стадии скотоводства в Центрально-Казахстанских степях. В то же время, нельзя говорить о местном происхождении скотоводства и доместикации (одомашнивании) лошади, овцы и коровы в бассейне р. Нуры. Гораздо раньше домашний скот был известен в Средней Азии и на юго-западе Казахстана, в памятниках кельтеминарской культуры. Из этих районов скотоводство приходит в северные степи. Следует отметить также, что на современном, крайне низком уровне изученности каменного века Центрального Казахстана, несостоятельными являются всякие попытки связать происхождение культур эпохи бронзы с предшествующими культурами неолита и энеолита.

 


 

Литература:

Артюхова О.А., Деревянно А.П., Петрин В.Т., Таймагамбетов Ж.К. Палеолитические комплексы Семизбугу, пункт 4 (Северное Прибалхашье). Новосибирск, 2001.

Артюхова О.А. Мустье Центрального и Южного Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени кандидата исторических наук. А., 1992.

Аубекеров Б.Ж. Континентальные четвертичные отложения Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени доктора геолого-минералогических наук. Алма-Ата, 1992.

Борисковский П.И. Древнейшее прошлое человечества. Л., 1979.

Волошин В.С. Новые находки каменного века в Центральном Казахстане. /АО 1970, М., 1971.

Волошин В.С. Ашельские бифасы из местонахождения Вишневка-3 (Центральный Казахстан). /СА, 1988, № 4.

Волошин В.С. Палеолитический памятник Батпак-7. /Маргулановские чтения. ТДК. Петропавловск, 1992.

Деревянко А.П., Аубекеров Б.Ж., Петрин В.Т., Таймагамбетов Ж.К., Артюхова О.А., Зенин В.Н., Петров В.Г. Палеолит Северного Прибалхашья (Семизбугу, пункт 2, ранний, поздний палеолит). Новосибирск, 1993.

История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) в 4-х томах. Алматы. Т. 1, 1996.

Касымов М.Р. Проблемы палеолита Средней Азии и Южного Казахстана. Автореферат на соискание ученой степени доктора исторических наук. Новосибирск, 1990.

Клапчук М.Н. Археологические исследования в бассейнах рек Нура и Сарысу. /АО 1966 г. М., 1967.

Клапчук М.Н. Позднеашельское местонахождение Жаман-Айбат-4 в Центральном Казахстане./СА, 1976, №3.

Клапчук М.Н. Галечные орудия местонахождения Музбель-1, -2 в Центральном Казахстане. /По следам древних культур Казахстана. А., 1970

Клапчук М.Н. Археологические находки в Карагандинской области в 1962 году. /СА, 1965, № 3.

Курманкулов Ж.К., Артюхова О.А., Бексеитов Г.Т., Байгунаков Д.С. Талдысайский микрорайон эволюции каменных индустрии голоцена. /Археологические исследования в Казахстане (Труды научно-практической конференции «Маргулановские чтения - 14»). Шымкент-Алматы, 2002.

Маргулан А.X. Отчет о работах ЦКАЭ в 1947 году. /Известия АН КазССР, серия археологическая, 1948, вып. 2.

Маргулан А.X., Агеева А.И. Археологические работы и находки на территории Казахской ССР (с 1926 по 1946 гг.). /Известия АН КазССР, Серия археологическая, 1948, вып. 1.

Маргулан А.X. Сочинения в 14 томах. Том 1. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алматы, 1998.

Медоев А.Г. Каменный век в свете новейших исследований. /Известия АН КазССР, Серия общественных наук, 1964, вып. 6.

Медоев А.Г. Геохронология палеолита Казахстана. Алма-Ата, Наука, 1982.

Медоев А.Г. Ареалы палеолитических культур. /По следам древних культур Казахстана. А., 1970.

Медоев А.Г. Новые материалы по каменному веку Северного Прибалхашья и хребта Чингиз. /Вестник АН КазССР, 1962, № 3.

Мерц В.К. О реконструкции внешнего облика человека из погребения на стоянке Шидерты-3. /Вопросы истории, археологии и этнографии Павлодарского Прииртышья. Павлодар, 2000.